«Я провалил свой первый проект. Зубастый заказчик заставил сделать
четыре варианта дизайна, хотя деньги кончились еще на втором.
Это был бесценный опыт и полезный урок на всю жизнь»
Дизайнер Станислав Орехов
www.d-e-s-i-g-n.ru
Стандартная ситуация: дизайнер сделал проект, а клиент не принимает. Дизайнер переделывает — клиенту не нравится.
Время уходит, отношения портятся. Неудача случается не потому, что клиент злой или дизайнер слабый.
Причины в неправильном общении:
1. Дизайнер сдает проект, но не объясняет решение;
2. Клиент не понял крутую идею и внес правки;
3. Дизайнер внес правки клиента и убил идею.
Без идеи клиенту не нравится. Он просит второй и третий варианты. Дизайнер продолжает делать правки по ночам.
Заколдованный круг.
Тот самый первый проект: три варианта дизайна салона красоты
Приняли в работу — четвертый. После месяца работы и тридцати визуализаций
Все знают о пользе точного техзадания — ТЗ. Но точного ТЗ недостаточно.
Вы сдадите проект, только если будете общаться с клиентом лично.
Выпускник Школы дизайна Вячеслав Шахбанов лично презентует проект клиенту
Сдавать проект важно лично. Но это не всегда получается. Иногда клиенты отказываются от встреч,
говорят, что сильно заняты и просят прислать работу по почте.
Иногда менеджер сливает проект: вместо защиты идей приносит практически новый дизайн,
который они сделали с клиентом и к новому дизайну еще пачку комментариев.
Но причина неудач не всегда в плохой организации, клиенте и менеджере.
Многие начинающие и даже опытные дизайнеры чувствуют себя неуверенно. Они боятся первой
реакции клиента, поэтому предпочитают отправлять работу «безопасно» по почте. В лучшем случае
подписывают комментариями, в худшем — отправляют как есть с надеждой, что клиент разберется.
Когда клиенты не разбираются в проекте, начинаются проблемы:
Проблема. Клиенту не нравится идея, но он не говорит, что именно не нравится.
Пишет в ответ: «не то, подумайте еще». Без точных комментариев дизайнеру
приходится угадывать направление, делать варианты.
Решение. Встречайтесь и обсуждайте лично. Встреча поможет выявить причины
недовольства, сразу обсудить новую концепцию, оперативно принять решения,
избежать незапланированной работы.
Проблема. Клиент согласовывает идею, но не принимает дизайн — вносит
множественные комментарии, на которые уже нет денег.
Решение. Хитрость в том, что не все комментарии необходимо принимать в работу:
половину вопросов дизайнер закроет в личной беседе. В заочном формате это невозможно.
Самая опасная проблема. Клиент все принимает, согласовывает, а на следующем
этапе оказывается, что он думал совсем о другом. Время потеряно, возникает конфликт.
Решение. На встрече дизайнер помогает клиенту обратить внимание на все нюансы
работы, убеждается, что клиент принял осознанное решение. В заочном формате это невозможно.
– Позвольте, но что делать, если мой клиент в другом городе?
Если клиент в другом городе, расшарьте экран и проведите презентацию удаленно.
Скайп-консультация, телефонный разговор с возможностью двусторонней связи — тоже
форма личной презентацией. Забудьте о почте и полюбите скайп.
– А что делать, если клиент не может общаться в реальном времени?
Если клиенту неудобно… Правильные дизайнеры записывают видео, выкладывают на
Youtube и отправляют клиенту. Так мы сдавали концепт поселка в Астане:
Второй способ — сделать альбом с подробными комментариями.
Так мы делали презентацию на английском языке для девелопера из Танзании:
Сначала дизайнер показывает проект, а потом созванивается и обсуждает его по телефону.
Это не совсем личная презентация, но предельный минимум.
Личная презентация чертовски хорошо работает. Но даже она не гарантирует успешную сдачу проекта.
Не хватает главного элемента — правильной последовательности.
ПРЕДЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ —
ЗАПИСАННОЕ ВИДЕО ПЛЮС
ЛИЧНЫЙ РАЗГОВОР
Принцип «СС» Согласовывай Сам — базовый принцип работы дисциплинированного дизайнера.
Он помогает сортировать комментарии, отрубить незапланированные корректировки и экономит время.
Принцип «СС» состоит из четырех этапов:
1. Презентация и защита
Дизайнер проводит презентацию клиенту, принимает похвалу или закрывает возражения.
Здесь важно снять как можно больше вопросов.
В конце встречи дизайнер готовит полный список оставшихся комментариев.
2. Работа со списком комментариев
Дизайнер анализирует выжившие комментарии.
Уточняет, не надумал ли клиент что-то еще.
Результат: подтвержденный список итоговых комментариев.
Парадокс: дизайнер знает, что согласовать ТЗ важно, но забывает про важность согласования комментариев.
Велик соблазн делать работу сразу, а не оформлять бумажную волокиту.
Но очень обидно в процессе получить изменения к почти законченной работе.
3. Корректировки
Это простой этап. Работа сводится к дизайну по уточненному ТЗ. Дизайнер решает задачу.
Но есть и трудности. Даже если все записано на листе, дизайнер может поторопиться и забыть
внести часть комментариев. Это главный грех, такого допускать нельзя. Дизайнеру не только
будет стыдно при показе, но и придется вносить новый круг бесплатных изменений,
чтобы исправить свою ошибку.
4. Финал
Работа оформлена, клиент удовлетворен и подтверждает, что все «ok».
Дизайнер получает оплату, танцует, переходит на следующий этап. Все довольны.
Сдал проект — пошел в отрыв )
Есть правило, которое поможет уверенно общаться с клиентом, бойко сортировать комментарии,
не делать по пять вариантов, сдавать проекты во время и зарабатывать больше.
Правило звучит так:
Используйте правило в работе, создавайте фантастические проекты:
Получайте пользу,
экономьте время.
Расскажите друзьям и клиентам. )
Добавить комментарий
Необходима авторизация