Дизайнер не всегда понимает, какие задачи он обязан решать, в отличие от клиента. Клиент уверен, что дизайнер должен вести весь проект: контролировать строителей, подписывать комплектацию сантехники и отвечать на странные вопросы смежников, помогать им в выполнении услуг и даже контролировать результат.
Так возникает конфликт: дизайнер не хочет работать бесплатно, но заранее не рассказывает клиенту о составе услуг, потому что сам в нем не уверен. Клиент не знает, что часть задач не входит в проект, и требует от дизайнера работу по комплектации и управлению строительством в рамках недорогого авторского надзора.
.
Елена вела авторский надзор квартиры клиента — Артема. Артем хотел сэкономить и заказал ремонт у случайной бригады: ее посоветовали знакомые его знакомых. В этих строителях не было уверенности, но работали они недорого, что и подкупило заказчика. Чтобы не испортить квартиру, Артем попросил Елену немного помочь: объяснить строителям сложные места в чертежах, предостеречь от ошибок. Елена думала, что это займет всего пару часов в начале работы, поэтому согласилась.
Елена ошиблась. Когда прораб увидел, что Елена готова помогать, забросал ее вопросами, а потом и поручениями. Вместо авторского надзора Елена составляла для строителей план на каждый день, подбирала цвет краски в магазине, а затем красила образец на объекте. Доставляла материалы в багажнике своей машины, отмечала мелом выводы электрики и сантехники. Елена настолько увлеклась процессом, что прораб взял в работу другую квартиру, а на объект Артема приходил редко. Артем был уверен, что такая помощь — часть работы дизайнера, ведь он оплатил авторский надзор.
Клиенту нравилось упорство Елены, поэтому он поручил закупку плитки. Елена и так была очень загружена и к просьбе отнеслась не как к обязанности, а как к просьбе: доверилась в расчетах количества менеджеру магазина и оплатила счет на плитку без собственной проверки. Оказалось, что менеджер магазин заказал плитки меньше, чем нужно.
Ошибку обнаружили строители через две недели, когда им не хватило плитки в ванной. Докупить эту же коллекцию Елена не смогла — ее сняли с производства, а остатков на складе не осталось. Клиент не слушал объяснения Елены, что она была не обязана, а только помогала — он считал, что это ее вина и по сути был прав: Елена взяла ответственность на себя, но отнеслась к работе, как к бесплатному одолжению и не проконтролировала ситуацию.
Неприятности подстерегают дизайнера из-за слабой организации. Елена не знала границы своей ответственности, взяла на себя чужую работу и поплатилась за это: вместо двух часов в неделю проводила на стройке по четыре часа каждый в день. К тому же, потеряла авторитет в истории с плиткой и лишилась рекомендации Артема.
Чтобы очертить границы ответственности, дизайнер составляет подробный список задач на каждой услуге. Включает в договор их описание и определяет в приложении точный состав. Приводит примеры работ, за которые не отвечает.
В работу дизайнера интерьеров на этапе проекта не входит:
1. Проект электрики.
2. Детальные чертежи встроенной мебели, гардеробной, кухни.
3. Слаботочка.
4. Исполнительные схемы для сантехники.
5. Устройство ревизионных лючков.
6. Монтажная раскладка плитки.
7. Расчет сметы.
8. Комплектация и управление строительством в услуге авторского надзора.
9. Контроль работы строительной бригады.
10. Согласование проекта в БТИ.
11. Места приобретения материалов мебели и их стоимость.
12. Точное количество закупаемого материала.
13. Точные цвета по артикулам.
14. Технический расчет освещенности.
15. Исполнительные чертежи сложных технических решений.
Да, все эти услуги могут быть выполнены дизайнером, если он умеет их делать и готов ответить за результат. В этом случае дизайнер прописывает услуги, как дополнительные, а не смешивает с проектной деятельностью и основным договором. В каждой новой услуге указывает стоимость, время, результат.
Рекомендация 1: определить услуги
Проанализируйте свой опыт и решите, что вы умеете делать без ошибок и за что можете смело брать деньги. Если не уверены в своих силах, то не берите на себя ответственность за работу и не выполняйте ее — лучше отказаться. Не стоит бояться показаться некомпетентным в чем-то. Гораздо опасней взять на себя ответственность и ошибиться. Не умеешь — не берись.
.
Рекомендация 2: ответственность стоит денег
Не соглашайтесь молча на бесплатные услуги, даже если вам их выполнить не сложно: объясните клиенту, что нужна не просто помощь, а ответственность. Ответственность стоит денег. Если вы работаете бесплатно, то не отвечаете за результат, а не отвечать за результат вы не можете. Клиент должен оплатить услугу по договору, получить гарантию и ответственного, с кого можно будет спросить, если что-то пойдет не так.
.
Рекомендация 3: что входит в проектные и послепроектные услуги
Разобраться, что дизайнер делает на проекте, а с чем работает для воплощения идеи в жизнь на стройке. Что входит в авторский надзор, комплектацию, управление, а что нет и почему. Важно уметь объяснить это клиенту. Помогите клиенту понять, почему опасно навязывать бесплатную работу. Клиент будет благодарен такой информации — увидит в дизайнере не только творческую личность, но и эксперта, который мыслит разумно и умеет логично обосновать свою мысль.
Добавить комментарий
Необходима авторизация