О себе
Я четыре года изучал архитектуру, но уже в конце обучения было понятно, что заниматься ею не буду. Решил, как финальный аккорд, выучить визуализацию. На всякий случай, а вдруг когда-то захочу вернуться? В процессе изучения визуализация меня очень заинтриговала. Мне даже показалось, что из этого можно сделать бизнес, но я ошибался. Из визуализации плавно перешел в дизайн, а из дизайна в копирайтинг, потом незаметно в графический дизайн, в итоге оказался в веб-дизайне. Мне больше интересно заниматься развитием компании, чем какими-то прикладными вещами. Конечно, могу кое-что выполнить самостоятельно, но больше по предпринимательству. Тем не менее, все пройденные курсы не считаю лишними, поскольку инвестиции в знания – самые выгодные. На протяжении жизни они приносят миллионы процентов.
«Неизменной оставалась уверенность, что на тренинге будет круто, и я точно не пожалею»
О Станиславе узнал случайно. В 2010 году проходил оффлайновые курсы по визуализации, и когда возвращался домой после завершающего занятия, как-то разговорились с преподавателем о будущем визуализации. Попросил его посоветовать, куда мне дальше пойти, что почитать и как развиваться в данном направлении. Он сказал, что есть в Москве очень крутой визуализатор Станислав Орехов, и если я хочу радикально улучшить свой уровень, нужно пойти к нему на тренинг. Пришёл домой, забил в Яндексе «Станислав Орехов», и так впервые с ним познакомился. Как раз в то время запускались новые тренинги и системы. Я пошёл в первом потоке на создание студии (с целью отладить процессы), потом параллельно - на систему по дизайну, хотя изначально она была месячным тренингом для визуализаторов. У Стаса я прошёл все, что только было в то время (2011-2012 гг.), для разных тренингов цели были разные. Основной мотив — мне было интересно. Неизменной оставалась уверенность, что на тренинге будет круто, и я точно не пожалею. Именно так всё и было. Разница по сравнению с пройденными ранее курсами – это как начальная школа и университет. У Стаса был настоящий университет: много информации, сложно, и всё очень быстро.
Интересные заказчики
В самом начале моими клиентами были дизайнеры интерьера, были попытки продавать им визуализацию. Потом по инерции было желание стать лучшим производителем сайтов для дизайнеров интерьера. На данный момент дизайнеры мною рассматриваются как дополнительная, не отличающаяся платежеспособностью и пониманием аудитория. Сейчас мне более интересны компании, которые вместо: «Почему так дорого?» спрашивают: «Сколько я на этом заработаю?». К интересным заказчикам можно отнести компании, связанные с автопромом, и большие строительные компании. Интересное сотрудничество может получиться с интернет-магазинами — они, как правило, очень продвинутые ребята.
«Работы - «вагон», а клиентов хватит ещё на три жизни»
Не знаю, к счастью или к сожалению, но у меня совершенно не стоит проблема поиска клиентов. Работы - «вагон», а клиентов хватит ещё на три жизни. Но некому работать, дикая нехватка «сбалансированных» профессионалов. Я имею в виду соотношение цена-качество-скорость-адекватность. Поэтому я стараюсь никак не светиться перед клиентами, «залёг на дно». Мы не справляемся даже с текущей работой, 90% потенциальной работы проплывает мимо. Мы просто физически не успеваем. Работы очень много, и, я уверен, будет ещё больше, тому есть объективные причины.
«Я пытаюсь быть для клиентов таким исполнителем, которых бы сам нанимал пачками»
Поиска как такового нет, в процессе жизни я сталкиваюсь с массой компаний, у которых ужасные сайты, плохие логотипы, вывески, «колхозная» реклама, отсутствует внятная навигация возле магазинов... Всё это снижает продажи и требует дизайнерских рук. Если очень хочется поработать с конкретной компанией, мы рисуем концепцию улучшения, я иду к директору и говорю что-то типа: «Мужики, могу увеличить ваши продажи. Я, как клиент, вижу, что вот тут и тут слабые места, вы на этом теряете деньги. Кроме того, что я клиент, я ещё и дизайнер (на самом деле нет), вот я тут прикинул, как можно решить проблему». Дальше следует презентация. Если компании интересно, я предлагаю тест-драйв — мы бесплатно дорабатываем концепцию до более-менее рабочего решения. Если нравится, можно заказать полную разработку, если нет — отдаю наработки и желаю удачи. Многие думают, что на отказах мы теряем серьёзные деньги. На самом деле всё не так просто. Адекватный руководитель, видя такую искреннюю инициативу и «турбонапор» исполнителя, который, к тому же, ничего не просит взамен, быстро берёт его на вооружение и не отпускает от себя. Заказывает проект, потом ещё один, потом ещё, потом какие-то обновления, потом ещё проект, рекомендует знакомым... Я пытаюсь быть для клиентов таким исполнителем, которых бы сам нанимал пачками. В общем, если делать свою работу хорошо и не рваться за деньгами, то работы очень много. Вопрос только в том, где найти специалистов, которые её выполнят.
О «фишках» в работе
Их две: одна - для профессионалов, другая - для руководителей. Для профессионалов - ТРИЗ (теория изобретательских задач), которая поможет быстро находить правильные решения. Да, она не лёгкая в изучении, скучная, но она очень эффективная, если освоить. Не ленитесь, и воздастся вам. Руководителям рекомендую купить «Формулу мотивации» Радислава Гандапаса. Всего 50 евро, и вы больше не будете использовать оксюморон «материальная мотивация». Деньги к мотивации не имеют никакого отношения — это кратковременный стимул, а из чего состоит мотивация, расскажет автор. Купите — не пожалеете.
Совет
«Знание немногих закономерностей освобождает от знания многих фактов». История движется по спирали, и, зная некоторые правила, нетрудно прогнозировать будущее. Например, есть руководители, которые не могут без постоянного контроля и надзора. Им кажется, что если на секунду отвернуться, то все рассыплется. А есть другие, которые уезжают на полгода, и фирма замечательно работает. В чём секрет? Как им удаётся удерживать компанию без постоянного контроля? Паттерны. Они прекрасно считывают постоянно повторяющиеся жизненные ситуации и могут переносить выводы из одной темы в другую. Всегда работают на упреждение. Перенесем идею в дизайн. К примеру, вы можете научиться определять тип клиента на глаз, и вместо кучи эскизов с первого раза выдавать нужные клиенту решения. Вас будут считать лучшим дизайнером, хотя, возможно, вы владеете только одним стилем и выбираете только тех клиентов, которые на него клюют. Вопрос и мастерство в том, как закидывать удочку, чтобы сразу клевало. Чем лучше вы будете понимать особенности своих клиентов, тем лучше будет улов. Не обязательно знать всё, достаточно знать нужное.
Визуализация как бизнес
Возвращаясь назад, я бы точно не делал попыток начать бизнес в визуализации. Неперспективно. Хотя это не значит, что я жалею о потраченном времени и пройденных тренингах. Наоборот, они мне очень помогли. Конечно, визуализацией можно заниматься самостоятельно и зарабатывать около 10 000 долларов в месяц. Если хочется получить практику, нет амбиций, и перспективы устраивают, то можно работать и так. На этом рынке работают люди, которые занимаются визуализацией по десять–пятнадцать лет. Они забирают самые крупные заказы. Мелкие попадают к остальным. С каждым годом визуализаторов становится всё больше. Качество растёт, а цены на работу падают. Дизайнерам выгодно. Если развиваться в этом направлении, нужно изучать не только визуализацию архитектурную, но и предметную, двигаться в анимацию, в медиа. Больше в сторону рекламы — ближе к взрослым бюджетам. Картинки интерьера – это только 10% мощности крутого визуализатора.
Главное достижение последнего года
Главным моим достижением последнего года стало понимание, как должна функционировать эффективная компания, выпускающая интеллектуальные продукты в первой четверти ХХI-го века. Продавать дизайн — это не то же самое, что продавать рейки для гипсокартона. На фоне этого открытия всё остальное можно считать несущественным. Я год назад и я сейчас – это два разных человека. Некогда раскачиваться. Надо брать и делать. И желательно выигрывать с первого раза. От технических знаний я всё больше перехожу к философским. Раньше интересовали темы типа «делай раз-два-три и получай результат», сейчас больше интересуют гуманитарные дисциплины: теория менеджмента, лидерство, философия, элементы социологии, некоторые темы из психологии. Примерно такой вектор. Из творческих тем очень хотелось бы заняться типографикой и каллиграфией, но, к сожалению, совершенно нет времени ни на первое, ни на второе. Ещё хотел бы пройти курсы по фотографии, но это больше мечта.
Планировать бизнес на 20-30 лет вперёд
Многие руководители либо не планируют свой бизнес, либо планируют на ближайшие 2-3 года. Мне интересно, как будет развиваться моя компания в 2025, 2050 году, потому что это стратегия. Выстроить такие масштабные задачи – это уже не только бизнес, но и философия. На мой взгляд, сейчас акцент с важности компании будет смещаться в сторону личности. Особенно в передовых секторах экономики. Со временем компании будут нуждаться в сотрудниках больше, чем сотрудники в компаниях. Возьмём для примера IT– здесь сотрудник владеет всеми средствами производства и продажи. Ему компания не нужна. Задача руководителя – придумать такую систему, чтобы независимые люди, которым, в общем-то, компания ни к чему, захотели в ней работать. Об этом надо думать уже сейчас, потому что через 10 лет это будет уже нерешаемая задача. Главное, не упустить момент.
Итоговые результаты:
—
Система: Дизайн интерьеров (Дипломный проект)
(Система: «Система: Дизайн интерьера»)
—
Система: Создание Студии
(Система: «Система: Создание студии и привлечение клиентов»)
—
Светодизайн в интерьере
(Система: «Светодизайн»)
—
Быстрый дизайн VIP
(Система: «Быстрый дизайн VIP»)
—
— Планировочные решения
(Система: «Планировочные решения»)
—
Планировочные решения VIP
(Система: «Планировочные решения VIP»)
—
Коммерческая визуализация (экстерьеры)
(Система: «Курс: Визуализация экстерьеров»)
—
— Коммерческая визуализация (интерьеры)
(Система: «Курс: Визуализация интерьера»)
—
— Техническое задание
(Система: «Дизайн интерьера — Модуль 1»)
—
Привлечение клиентов
(Система: «Система: Создание студии и привлечение клиентов»)