Вход в Базу знаний
Вас ждут лекции и вебинары, краткосрочные курсы, статьи, мастер-классы. Не откладываете в долгий ящик — начните обучение прямо сейчас!
или
Вход в Базу знаний
Вас ждут лекции и вебинары,
краткосрочные курсы, статьи, мастер-классы.
Не откладываете в долгий ящик — начните обучение прямо сейчас!
или
Выход
18 декабря 2017

4 типа клиентов в интерьерной визуализации

Для выгодного позиционирования на рынке и эффективной работы визуализаторам желательно разбираться в типах клиентах и делить их на категории. В этой статье мы более глубоко проникнем в эту тему, разберем нюансы взаимодействия. Чтобы не сильно усложнять и так непростую задачу, качество самой работы мы обсуждать не будем. Считаем, что оно по умолчанию достойное. Вместо качества сосредоточимся на сервисе, опишем мотивацию, ход мыслей участников взаимодействия как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

О чем пойдет рассказ

Эта информация должна помочь 3d специалистам проанализировать свои сильные и слабые стороны, определить оптимальные точки приложения усилий в личном развитии для достижения наилучшего взаимодействия с существующими и будущими клиентами. Мы разберем основные 4 типа клиентов, опишем разные рабочие ситуации, возможные сложности, а также найдем решения по их преодолению.

Дизайнерам и заказчикам 3d визуализации эта статья поможет найти свой идеальный тип исполнителя, готового работать по вашим предпочтениям. Вы увидите, что заказав один и тот же проект подрядчику с одинаковым портфолио можно получить совсем не одинаковый результат и совсем не желаемый вами процесс достижения этого результат.

На рабочих примерах мы покажем, в каком случае дизайнеру выгодней менять привычный уклад работы, а когда проще самому выучить визуализацию, вместо того, чтобы создавать подробное техническое задание или тратить время на объяснение деталей проекта подрядчику.

Нет стандарта

Не секрет, что все дизайнеры привыкли работать по-своему. Нет какого-то стандарта индустрии, а если бы и был он бы чаще всего не соблюдался. Кто-то считает необходимым создавать детальную рабочую документацию, вплоть до гвоздя, а кто-то ограничивается схемами и доводит проект в рамках авторского надзора. Эти подходы для клиента не так важны, если итоговый результат получается достойный. В каждом подходе к организации работы есть свои плюсы и минусы, как для заказчика, так и исполнителя. Попробуем разобраться в этом.

Задачи клиента и особенности работы

Задачи у всех клиентов, заказывающих визуализацию одинаковые — получить изображение, выполненное по заданию в срок и хорошего качества. Различны способы получения этого результата.

Как мы понимаем, для работы должно быть 2 стороны — заказчик и исполнитель. Для того, чтобы начать взаимодействие, клиент должен передать задание визуализатору, а для этого в любом случае нужно его хоть как-то оформить и объяснить суть и детали проекта.

По стилю оформления задания и методу взаимодействия с исполнителями мы будем делить клиентов на четыре большие категории. Это деление поможет правильно определить категорию исполнителя, подходящего под каждую категорию клиента.

Такая сегментация и понимание мотиваций каждой группы даст наилучший эффект в работе и избавляет клиентов от завышенных ожиданий, неоправданного риска или переплаты, а исполнителям поможет разбираться в типах клиентов и работать преимущественно со своей категорией, адаптируя под них все свои внутренние рабочие процессы.

Исполнители

Для начала разберемся, кто предоставляет услуги визуализации интерьеров на рынке. Таких исполнителей, как и клиентов, четыре основных типа:

1. Неопытные новички.
2. Визуализаторы с техническим складом ума, отлично работающие по чертежам.
3. Визуализатора со знанием дизайна, умеющие создавать концепции.
4. Студии визуализации разного уровня.

Заказывая визуализацию, клиент наверняка будет работать с одной из четырех категорий. Обо всех этих категориях исполнителей, их плюсах и минусах в подробностях мы поговорим в другой раз, а сейчас сосредоточимся на клиентах.

Клиенты

Всех клиентов, заказывающих услугу визуализацию интерьеров, мы также разделим на четыре категории. Они отсортированы по стилю ведения проекта и методу передачи задания исполнителю:

1. Клиенты составляют качественно задание.
2. Клиенты, работающие как пойдет — хаотичный процесс работы.
3. Создают концепцию по референсам и коллажи с детальным объяснением.
4. Не имеют задание, но есть видение проекта — требуется творческая работа исполнителя.

Для того, чтобы работа проходила гладка, визуализаторам полезно знать особенности каждой категории категорий и учитывать ее в процессе работы. Перейдем к подробному описанию.

Первая категория клиентов — правильно составляют задание

Первая категория клиентов составляет задание очень качественно и тщательно, прорабатывая и прочерчивая детали и элементы так, чтобы визуализатору было все понятно. Такое задание выполняется на совесть и является практически готовым дизайном. По хорошо составленному заданию можно минуя визуализацию сразу начертить рабочую документацию. Иногда само задание является рабочей документацией — настолько все проработано. Визуализация в этом случае нужна для финального согласования с клиентом уже практически принятого по предварительным этапам согласования варианта дизайна.

Клиенты первой категории, которые заботятся о качественном и полном задании — это:
- опытные архитекторы,
- технические дизайнеры,
- хорошие студии 3d графики, опытные менеджеры проектов.

1. Опытные архитекторы

Привыкли работать тщательно. Они часто вычерчивают объекты или рисуют эскизы, внимательно продумывая детали. Также это могут быть именные студии во главе с опытным дизайнером, составляющим задание самостоятельно. Такой дизайнер принимает участие в проектах, сам подбирает многие элементы, вникает в каждый проект. В этом случае весь дизайн получается создан до визуализации, а визуализация нужна, как демонстрация идеи для клиента. Задание на 3D формируется или в виде подробных эскизов с референсами или начерченных в компьютерной программе планах.

2. Технические дизайнеры

Обычно работают в студии на окладе, не придумывающие ничего выдающегося, но хорошо делающие свою работу — задание на визуализацию по согласованному с клиентом или главным дизайнером концепту. Могут работать в именной студии, помогая главному архитектору оформить задание. Это могут быть как российские компании, так и зарубежные студии. Технические дизайнеры общаются с визуализатором самостоятельно, показывая результат руководителю. Руководитель, обычно, вносит правки и комментирует процесс.

3. Студии 3d архитектурной графики

Посредники или отделы с опытным менеджером проекта, тщательно работающим с финальным клиентом заранее и получающие полное задание до момента передачи визуализаторам. У них может быть собственные наработки и своя стандартная форма выдачи задания. Этим они стараются максимально облегчить визуализатору жизнь. Все разрабатывается так, чтобы визуализатор не тратил время ни на что, кроме выполнения своей работы. Их задания продуманы и интуитивно понятны, удалена ненужная информация с чертежей, особо отмечены места на которые стоит обратить особое внимание.

Это три типа клиента, которые работают системно, качественно и вдумчиво. Как правило, у них бывают интересные проекты и неплохие бюджеты, однако визуализаторам уходит не весь этот бюджет. Половина расходуется на сам процесс создания задания. И не случайно. Хорошее задание ускоряет взаимодействие, снижает количество изменений и стоимость проекта в целом, экономит время дизайнера. Каждый занимается своим делом. Визуализатор работает визуализатором, не отвлекаясь на получение дополнительной информации и внесения изменений по ходу проекта. Дизайнер работает дизайнером — подбирает все необходимое для качественной работы визуализатора, продумывает детали проекта.

Время на составление задания

Топовый дизайнер (арт-директор) работает очень быстро, буквально составляя задание на лету, так как сам владеет всей информацией, а обычному дизайнеру или менеджеру проекта может потребоваться 1-2 рабочих дня на то, чтобы составить все верно, проверить и не упустить детали. Но такое разделение труда также оправдано.

Как проходит процесс визуализации

Сам рабочий процесс визуализации проходит очень гладко: четкое задание, оценка, работы, первое и второе превью, расстановка мебели, финал. Первое превью в данном случае может быть практически готовым проектом.

Для визуализаторов

Чаще всего такие задания приходят от хороших студи и архитекторов с правильной организацией работы. Эти проекты бывают самые классные и интересные с точки зрения дизайна. Если вы нашли такого клиента — держитесь за него. На рынке их немного, но это самые лучшие клиенты. Они заказывают визуализацию регулярно.

Хорошо составленные задания позволяют делать проекты быстро. Позволяют нанять людей и организовать студию визуализации? Так как проекты практически исключают личное общение и потерь времени на разночтения и согласования. Тем визуализаторам, кто собирается создавать свою студию я бы рекомендовал искать в первую очередь именно этих клиентов. Они очень хорошо для бизнеса, так как все процессы вписываются в систему.

Что наиболее важно для таких клиентов

1. Точное соблюдение технического задания. Попросту нужно быть внимательным, не задавать лишних вопросов и не совершать глупых ошибок. Проявлять самостоятельность, внимательность, аккуратность. Если нужно поискать габариты мебели по артикулам в интернет — поискать самостоятельно, а не спрашивать об этом дизайнера. Не следует отвлекать клиента по пустякам — задание и так полное. Не пропускайте детали. Клиент — профессионал и ждет такого же профессионализма от подрядчиков. Дизайнер, создающий качественное задание подразумевает высокие требования к себе и к окружающим.

2. Строгое соблюдение сроков. Это критически важно. Если назначен определенный deadline — нужно сделать к этому сроку, чего бы то ни стоило. Часто вся презентация готовится к определенному сроку, согласованному с финальным заказчиком и не может быть перенесена.

3. Понятная устраивающая всех цена, не меняющаяся от проекта к проекту. Хорошо проделав свою работу, дизайнер понимает, что визуализация — дело техники, а за технику нужно платить определенные деньги. Стоимость должна быть прозрачной и устраивающей обе стороны. Не стоит ждать очень высокой оплаты, но при должном сервисе, стабильном качестве и отсутствию косяков можно получить постоянного клиента и на многие годы. А стабильность и очень интересные работы в портфолио — залог успешного развития студии.

4. Моделинг мебели. Если дизайнер истратил свое время и бережно подобрал конкретную мебель в детально проработанный проект — скорее всего он сделал это не случайно. И вместо долгих поисков готовых моделей и уточнений — можно бонусом замоделировать ее или найти похожую и адаптировать до такой, какую выбрал дизайнер. Если этого не сделать могут быть вопросы к финальным изображениям. Конечно, в процессе работы допустимо уточнить детали и спросить о возможности замены на библиотечные элементы каких-то предметов для ускорения процесса, но делать это нужно сразу в одном письме и очень деликатно. Из практики, больше времени и сил истратится на менеджмент и вопросы, чем на сам моделинг пары лишних стульев (если это действительно пару стульев).

Где можно накосячить?

Пример из жизни:
Несколько лет назад мы делали проект одного архитектора — дом в стиле Райта. Наш заказчик, архитектор, был очень требовательный к проекту — подготовил книги, отсканировал, подобрал желаемую атмосферу и референсы, попросил встретится с ним в офисе, внимательно рассказал нам все детали. Видно было, что он создавал проект дома полгода или год, знал в нем каждую деталь.

Тогда мы экспериментировали с «китайским моделингом». Подрядчики собирали модель за какие-то копейки — меньше 10% от стоимости заказа.  К сожалению, мы не подошли к этому проекту с должным уважением и отдали его дешевым подрядчикам, которые не заостряли особое внимание на рабочих чертежах, совершали ошибки. Косяк был и в менеджменте, и в управлении, и в делегировании, и в исполнителях — во всем, кроме клиента. Это было ужасно.

В итоге по нашей вине мы переделывали весь дом заново пару раз, естественно, опоздали со срокам и попали на справедливые штрафы. Тем не менее это один из самых классных и любимых наших проектов. Выводы были сделаны однозначные — мы полностью изменили систему работу студии, ужесточив правила и введя стандарты качества.

Сейчас, через много лет, я сам часто бываю на месте того архитектора и точно не был бы таким спокойным в комментариях, если бы исполнители по лени, незнанию, невнимательности или другим параметрам не читали чертежи, которые я лично вычерчивал — не проявляя уважение к моей работе. Я бы очень расстроился и вряд ли продолжил бы с ними общение. Да что там, я бы был просто взбешен!

Всецело вижу работу визуализатора по хорошо составленному заданию — как большую ответственность и высшую форму профессионализма. Учитесь быть внимательными, особенно когда вам посчастливится работать с первой категорией клиентов — не подводите их.

Что важно для определения первой категории клиентов?

Идентификация. Не перепутать ее со второй. Вся информация по заданию должна быть прислана во время до начала моделинга. Она уже должна быть готова (проработанные рабочие чертежи или очень подробные эскизы) на момент обращения к визуализатору. Если ее нет или информация в процессе доработки — не стоит ждать чудес. Скорее всего это вторая категория.

Проверка на прочность при сотрудничестве первой категории клиентов с разными типами исполнителей

Насколько разные типы исполнители могут эффективно взаимодействовать клиентами первой категории

Студия дизайна — студия визуализации — ok
Студия дизайна — фрилансер-визуализатор — ok
Фрилансер-дизайнер — студия визуализации — ok
Фрилансео-дизайнер — фрилансер-визуализатор — ok

Первая категория клиентов — самая редкая и одновременно самая лучшая для всех типов исполнителей. Клиенту, составляющему полное задание до начала работы, открыты много возможностей в выборе исполнителя. Найдя правильного, своего, клиент тратит существенно меньше денег и времени на комментарии, чем можно себе представить.

Исчезающий вид

К сожалению, сейчас в России мало студий и профессионалов полностью составляющих качественное задание. Этому есть несколько причин:

1. Новое поколение дизайнеров не стремится полностью выполнять свою работу заранее, предпочитая создавать задание по первым набросками в 3D, некоторые опытные специалисты также находятся в этой категории.
2. Требования финального клиента. Иногда клиенты просто не рассматривают ручную подачу, требуя только 3D и их нельзя переубедить.
3. Велико количество недостаточно квалифицированных дизайнеров, в силу отсутствия опыта, не видящих, как будет выглядеть объект, пока не построят его 3D.
Качественно составленных заданий очень мало. Многие дизайнеры напрасно игнорируют этот способ работы. Да, он требует тщательной подготовки, усидчивости, но плюсов здесь гораздо больше, чем минусов.

Плюсы создания полного задания

1. По готовому заданию хороший дизайнер видит картину целиком — никакие детали не будут упущены.
2. Свободное время, которое бы дизайнер истратил на общение с визуализатором, он тратит по своему усмотрению — на другой проект или отдых.
3. Появляется возможность использовать более дешевых, но более качественных исполнителей, экономя деньги.
4. Появляется возможность использовать студии визуализации, создавая несколько помещений одновременно, и общаясь только с одним менеджером при сдаче задания и получении результата. Выигрыш в скорости в скорости.
5. Отсутствует необходимость быть всегда на связи, вносить дополнения, отвечать на вопросы визуализатора — вся информация есть в задании.

Сложно ли составить такое задание

Не просто, особенно с непривычки, но крайне полезно. Мы приведем несколько примеров в разных форматах хорошо составленных проектов, визуализацию по которым делать одно удовольствие, а также дадим минимальный чек-лист для дизайнеров, составляющих задание и менеджеров проектов, принимающих его. По этому листу можно проверить наличие всех необходимых материалов и быстро добавить недостающие.

Вторая категория клиентов — действуем по обстоятельствам

Вторая категория клиентов составляет задание не полностью, дорабатывая его в процессе моделинга и визуализации. Это не самый лучший путь работы, но в силу своей простоты, с него начинают очень многие начинающие дизайнеры. Чаще всего, отсутствие хорошего задания превращает всю совместную работу в непрогнозируемый хаос. Хаос по сроку, процессу, вопросам, затратам и итоговому результату. Да, так можно работать, но следует быть готовым к некоторым бонусам, например, бессонным ночам и постоянному стрессу.

Обычные, клиенты второй категории, это хаотично работающие специалисты

1. Частные дизайнеры: как опытные так и новички
2. Студии дизайна, работающие с отдельным визуализатором
3. Студии дизайна, работающие со студией визуализации

Нередко такие клиенты уже опаздывают с проектом. Им нужна визуализация быстро, а задание не готово и не будет оформлено никогда. Это самый многочисленная, но и самый проблемная категория клиентов. Причем, тоже самое они думают и о визуализаторах. Давайте разберемся в возможных претензиях. Понимая механизм конфликта, его можно будет предупредить. Думаю, что только этим описанием мы сэкономлю тысячи рабочих часов и визуализаторам и дизайнерам.

1. Частные дизайнеры: как опытные, так и новички

Сперва опишем клиентов. Это опытные дизайнеры или новички, которым удобно создавать задание на ходу или начинающие дизайнеры, которые просто не знают, что можно работать по-другому. Для таких клиентов в основном визуализация делается как замена ручной подачи (эскиза). Возможно, она не будет иметь ничего общего с итоговым дизайном, но задачу свою выполнит — поможет согласовать общую идею с клиентом, который не очень хорошо воспринимает эскизы.

Как происходит взаимодействие

В момент передачи задания концепция в голове дизайнера уже родилась, но не все важные части интерьера проработаны. Дизайнер передает концепцию и все, что есть визуализатору, а в процессе работы досылает необходимые материалы, параллельно внося корректировки и правя ошибки в 3D. Так потихоньку рождается интерьер.

Какие проблемы будут присутствовать в таком взаимодействии

Основное — это постоянные изменения, дополнения, пожелания и новые данные, которые вносит дизайнер, смотря подготовленные превью. Улучшает картину по живому. Такой процесс нельзя качественно автоматизировать. И дизайнеру и визуализатору приходится постоянно находиться в контакте и работать буквально в реальном времени, провоцирую непрогнозируемые, иногда авральный режим работы.

Как решить эти проблемы

Быть постоянно на связи, убрать лишние звенья на пути поступления информации от заказчика к исполнителю — всех менеджеров, помощников и промежуточных дизайнеров. Как показывает практика, в единственном случае такой способ работы может принести хорошие результаты — при работе напрямую профессионала-дизайнера с высокооплачиваемым профессионалом-визуализатором, который обладает навыками дизайна. Как только начинается разделение обязанностей и включаются посредники, могут возникнуть как небольшие несостыковки, так и серьезные проблемы.

Что рекомендуется делать дизайнерам

В большинстве случаев, это тупик в карьере дизайнера. Вместо того, чтобы выполнять свои функции, дизайнер проводит очень много времени с визуализатором, заделывая дыры в своем же задании. А самое страшное, что такой подход скорее всего присутствует и в других разделах дизайна, увеличивая общий хаос. Работа в таком режиме отнимает очень много энергии, выматывая людей полностью уже через несколько лет. Если дизайнера устраивает такой режим работы — можно ничего и не менять. Личный выбор каждого. Но при этом необходимо понимать все плюсы и минусы такой работы:

Плюсы
+ оперативно вносятся изменения, быстрый старт проекта;
+ дополнения задания могут поступать в процессе работы;
+ дизайнер управляет процессом визуализации, не под кого не подстраиваетесь;
+ высокая скорость при полном понимании дизайнера опытным визуализатором.

Минусы
- сложно найти качественного исполнителя. Будет постоянное недовольство качеством и сроком исполнителей;
- стоимость хорошего исполнителя или студии относительно высока. Придется тратить больше денег;
- с дешевым исполнителем неизбежно будут сложности в понимании сути задания и качестве. Придется истратить больше времени, чтобы получить нужный результат. Иногда приемлемый результат получить в принципе невозможно;
- сложно вносить изменения. Исполнители будут постоянно недовольны от вечных правок и переделок вне бюджета;
- нельзя быть уверенным, что проект будет сдан в срок. Нельзя угадать заранее, как поведет себя визуализатор;
- можно навсегда оставить мечту создать компанию или собрать слажено работающую команду, не изменив этот подход. Ограничения заложены в самом методе работы.

Рекомендации дизайнерам
1. Оптимально — поменять стиль работы и выдачи задания, перейти в первую категорию — это даст возможность использовать более дешевых и качественных визуализаторов.
2. Если не менять стиль работы самый лучший вариант для дизайнера будет найти хорошую студию или визуализатора с пониманием дизайна, готовых работать не по своим правилам, а подстраиваться под ваши. К сожалению, таких исполнителей не так много, стоят они дороже, и к тому же практически всегда загружены подобными заказами. Клиенты, у которых есть бюджет, в основном не хотят тратить время на подробное задание, но готовы готовы тратить деньги на исполнителей — они получают отличный результат по цене студии, обычно, в 2 раза большей, чем цена фрилансера.
3. Найти дешевого исполнителя и мучить и его и себя, срывая срок и не получая нужного качество. Клиентам, у которых нет бюджета или он очень мал, вынуждены работать с визуализаторами, выжимая из них все соки постоянными изменениями и дополнениями в проект, что не очень честно по отношению к людям.
4. Есть еще достаточно простое решение, но оно требует подготовки. Если дизайнер не хочет составлять задание по шаблону первой категории и не готов платить треть или половину бюджета проекта визуализаторам, а клиенты все равно требуют 3D, мы бы порекомендовали просто выучить 3ds Max самостоятельно. Это сразу избавит от многих проблем. Время на моделинг и менеджмент 3D при хаотичном подходе в совокупности с истраченными на визуализацию деньгами с лихвой окупят чуть большее время, необходимое на самостоятельную визуализацию. Зато это будет полностью ваш проект, вам не придется объяснять никому свои задумки, и вы сможете менять все, что вздумается сколько угодно раз, наблюдая изменения в реальном времени. В самостоятельной работе вы будете защищены от неудачных коммуникаций, избавлены от необходимости делегировать и тратить деньги.

Пример из жизни:

Я пришел в дизайнеры из визуализатора. То есть у меня не было потребности учить 3ds Max. Наоборот, все, что я делал по дизайну я делал прямо в 3D, придумывая идеи в момент построения геометрии. Это один из самых эффективных способов работы, дизайнера, но он требует постоянной личной работы без возможности делегирования, а также технической подготовки.

Рекомендации визуализаторам, работающим с клиентами второй категории

1. Первый вариант — ничего не менять и продолжать работать личным помощником дизайнеров, оказывая разноплановые услуги и получая оплату, по сути за истраченное время. Этот вариант в плане развития тупиковый. Да, с него можно начинать, но обзаведясь постоянными клиентами желательно постепенно помогать дизайнерам смещаться в сторону аккуратного и последовательного составления задания (к первой категории).

Здесь есть небольшое противоречие: дизайнеры привыкли работать так, как привыкли и, возможно, не будут переучиваться, но попробовать затронуть эту тему стоит. Быть может они просто не знают, что есть другие варианты и можно работать более эффективно. Если вам проще работать с подробным техническим заданием — потихоньку продвигайте эту идею своим текущим и новым клиентам, но не перегните.

2. В зависимости от преобладания ваших навыков (технические или архитектурные), второй тип клиента вы можете попробовать передвинуть или в первый, научив создавать техническое задание, объяснив, почему это важно или наоборот, в третью категорию, упростить им работу, взяв все на себя часть заботы о мелочах.

В первой категории вы сможете организовать студию и зарабатывать больше денег с меньшим персональным участием. В третьей — проявить творчество и быть со-дизайнером также зарабатывая больше денег, но уже без сложной организационной структуры.

2. Студии дизайна работает с визуализатором

Итак, дизайнеры описаны, рекомендации получены. Перейдем к следующему типу клиентов второй категории, Студии дизайна с хаотичной системой работы. Это самый сложный случай, требующий от визуализаторов недюжинных менеджерских способностей.

В таких студиях часто придумывает основную идею проекта арт-директор (главный архитектор), а доводит его помощник, дизайнер. В случае, когда со студией дизайна работает хороший визуализатор по правилам второй категории (то есть в хаосе), ничего кардинально нового по сравнению с работой визуализатора и отдельного дизайнера здесь нет, но мы бы рекомендовали на всякий случай сохранять всю переписку с дизайнером-помощником и быть готовым к конфликтам с руководством. Разберемся в чем может быть дело.

Важно знать визуализатору

Задание выдает помощник-дизайнер (далее, «дизайнер»), а деньги платит руководитель. При возникновении споров о дополнительном объеме работы, а он как мы знаем практически неизбежен при хаотичной деятельности, дизайнер будет скрывать свои ошибки в выдаче задания, выставляя на показ ошибки визуализатора, которые были совершены как раз из-за неполного задания.

Если это предвидеть, то нужно заранее каждое изменение и причину его возникновения фиксировать в переписке. Это административная работа, но она нужна, чтобы отстоять свою позицию в общении с руководителем студии. Скорее всего после сдачи проекта и присутствию взаимных упреков потребуется такое обсуждение и личная встреча, на которой визуализатору придется доказывать свою точку зрения. Если заказчик не до конца разберется в ситуации (а так и будет, если у исполнителя не будет письменных подтверждений), общее впечатление о работе будет подпорчено (хотя оно будет подпорчено в любом случае, если ситуация дошла до конфликта).

Нужно понимать, что дизайнер, который составляет задание по концепту от руководителя обычно не самый опытный. Во многих вопросах он колеблется, принимает ошибочные решения или вовсе не принимает никаких решений, не посоветовавшись с руководителем, опаздывает со сроками, досылает информацию не во время. В этом может не быть вины дизайнера — он также может быть поставлен в жесткие условия работодателем, но визуализаторам от этого не легче, а проект не делается быстрее.

В работе с этим типом клиентов, визуализаторов подстерегают самые большие проблемы!

Стороны могут быть крайне близки к недовольству и взаимным упрекам. Проблемы возникнут во всем: скорости, качестве, невнимательности, затягивании сроков сдачи и внесения изменений.

Если дизайнер работает последовательно выдавая задание, он выигрывает казалось бы в моменте, но сильно теряет в предсказуемости результата и сроках. И виноваты в этом не визуализаторы, а сама система работы.

Ситуация усугубится еще сильнее, если будет работать несистемная студия дизайна с несистемной студией визуализации. Еще сложнее станет, если менеджеры с обоих сторон будут допускать организационные ошибки. Конфликты возникнет практически всегда.

Мы бы рекомендовали обратить пристальное внимание визуализаторов на несистемную работу со студией дизайна и быть крайне внимательным, бюрократичным и последовательным в случае, когда задание выдается через посредника. Это очень и очень важно.

Как это бывает в работе

Допустим, прислал информацию дизайнер и она не очень понятна — визуализатор или менеджер проекта отправляет уточнение дизайнеру (возможно, в белой модели). А дизайнеру мало ответить на вопрос — он комментирует параллельно и другие детали проекта плюс присылает новые материалы и уточнения. И тут уже очень просто запутаться в том, какие правки были изначальными, какие актуальны сейчас.

Так и происходит. Изменения и дополнения наслаиваются. В итоге, следующее превью будет сделано скорее всего с опозданием (из-за новой информации) и скорее всего что-то забудется из предыдущего задания (очень сложно учесть все комментарии, растянутые по времени). Даже, если все это записывать и фиксировать. То есть теоретически можно, но на практике — люди не машины. Ошибки совершаются всегда. И с каждым изменением не по финальной картинке, а в процессе работы вероятность ошибок критически возрастает. Конечно, если вы делаете комнату 16 м² — слишком много правок по определению быть не может, но скорее всего студия закажет большой зал, офис, дом с разными комнатами или ресторан большим количеством деталей.

3. Студия дизайна работает со студией визуализации

Взаимодействие компании дизайна с компанией визуализации (или отдельным визуализатором) может быть продуктивным только если идет по заранее оговоренным правилам. Пусть эти правила не всегда удобным для каждой из сторон, но это единственный способ наладить контакт. Чтобы компания работала с компанией нужно договориться об этих правилах заранее и стараться соблюдать их.

Какие варианты работы визуализаторов

1. Если не договорится о правилах и не добиться понимания, то лучше не работать в этих схемах — очень высока вероятность расстаться с клиентом не очень хорошо и не получить деньги даже на окупаемость проекта.
2. Если договариваться о правилах клиент не желает — то можно убрать зоны риска: желательно всех менеджеров и промежуточных дизайнеров. Идеально, если главный дизайнер работал бы напрямую с главным визуализатором (арт-директором). К сожалению, это не будет дешево, но зато быстро и эффективно).
3. Работать как получится и постоянно попадать в одни и те же описанные нами ситуации, теряя деньги и уважение. Продолжать так, пока студия дизайна не откажется от вас в пользу отдельных архитектурных визуализаторов.

Какие варианты работы у студий дизайна

1. Найти несколько толковых фрилансеров и управлять ими, используя дизайнеров как менеджеров.
2. Все таки договориться со студией визуализации о правилах работы и соблюдать их самим.
3. Перестроить свой дизайн процесс, готовить хорошие задания заранее, перейдя в первую категорию клиентов. Это избавит компанию от зависимости в хороших архитектурных визуализаторах, а расценки на визуализацию существенно снизятся.

Общие советы по работе

- следует поставить очень сильных менеджеров и с одной и с другой стороны, которые ради общего дела будут беспощадны и требовательны к своим руководителям и исполнителям.
- как можно быстрее получить если не всю, то максимально возможную информацию от клиента. Если она не готова, возможно предоставить на выбор различные варианты, вспомогательные референсы.
- сильно помогут ненавязчиво составленные рекомендации для дизайнера, о том, как лучше взаимодействовать с визуализатором.
- если мы говорим о долгосрочном партнерстве, то можно даже устроить очное обучение: договориться с руководством и отправить в офис заказчика человека, который научит всех дизайнеров заказчика, как правильно составлять задание первой категории, чтобы оно было полным и понятным.
- еще одним простым составляющим успеха может быть условие не показывать превью до полной его готовности. Иногда это спасает от изменений. Полуфабрикат с не до конце проработанным освещением, текстурами и материалами может не понравится дизайнеру и он начнет паниковать, что придумал плохой проект, а на самом деле проблема в незавершенности. Если начать менять недоработанный проект, основываясь на недоделанном превью, то это может привести к еще более ужасным последствиям. Понятно, что клиент хочет посмотреть ход работы и чтобы было видно какое-то движение. Но в случае работы по системе со студией проект согласовываем по этапам:
1. Геометрия, ракурс камеры.
2. Текстуры, материалы.
3. Мелочи и аксессуары, финал.

Если удастся договориться с заказчиками-дизайнерами о такой последовательности — это будет одной из самых значимых организационных побед в работе со второй категорией клиентов.

При работе с клиентами второй категории, визуализаторам рекомендуем

- постоянно используйте skype и телефон, чтобы принимать-высылать детали и сразу уточнять подробности. Время играет очень важную роль. Но обязательно следует подтвердить изменения, оговоренные в телефонном разговоре по e-mail.
- вести статистику. Все изменения записывать, фиксировать, ставить даты. Избегать согласований на словах без утверждения в текстом в письме. Идеально использовать систему ведения проектов, например basecamp — она не раз спасала нос от очень серьезных проблем. Вся переписка и файлы там сохраняются в истории и потом ее можно в один клик распечатать в pdf.
- быть очень внимательным к этапам согласования, показывая превью и ни в коем случае не расстраивать дизайнера техническими ошибками.
- предупреждать дизайнера, к чему приведут вновь внесенные изменения по стоимости и сколько времени займет их проработка, просить избежать такого впредь, показать, как вам не удобны эти исправления. Просить доплату или нет — решайте сами. Зависит от изначально названной цены и сколько в эту цену заложено изменений.
- быть очень внимательным к комментариям. Скорее всего это будет сделать крайне сложно — когда комментарий идет на комментарий, изменение на изменение и постоянный поток новой информации. Ошибки практически неизбежны. Но нужно стараться.
- очень важно не сорваться самому и не показывать недоделанную работу (желание и просьбы клиента об этом все равно будут, несмотря на договоренности). Нужно быть стойкими и не отходить от намеченного плана, иначе придется работать бесплатно в полтора или два раза больше над изменениями.
- проявлять максимальную внимательность, быть готовым к подвоху.

Проверка системы работы со второй категорией клиентов на прочность

1. Хаотичная студия дизайна работает с хаотичной студией визуализации — жуткие проблемы со 100% вероятностью.
2. Хаотичная студия дизайна работает с хорошим фрилансером-визуализатором — проблемы будут, но терпимые (авралы и бессонные ночи). При общей целеустремленности и заинтересованности получается неплохое взаимодействие.
3. Несистемный дизайнер работает со студией визуализации — скорее всего дизайнер не впишется в бюджет (если он ограничен) или в итоге научится составлять качественное задание на визуализацию, заранее продумывая все, что нужно для 3d.
4. Несистемный дизайнер работает с фрилансером-визуализатором — ok, но при условии, что визуализатор высокого класса с образованием дизайнера. В остальных случаях такое взаимодействие — рулетка.

В реальности подавляющее большинство клиентов выбирает именно такой, хаотичный способ ведения проектов. Из-за кажущейся общей простоты, хаотичное ведение проекта весьма популярно. Конкуренция за этот не самый лучший сегмент рынка крайне высокая. Помните, что в такой работе кроется множество проблем, и когда они у вас появятся — вернитесь к этой статье — попробуйте отследить причины и найти решение.

Третья категория клиентов — готовые решения, требующих адаптации

Для третьей и четвертой категории клиентов подходят только визуализаторы с архитектурным образованием или студии визуализации с дизайнерами внутри команды.

Все, что касалось самой профессии и технологии визуализации остается в первой и второй категории. Теперь мы работаем с комбинацией дизайна и графики и здесь появляются самые лучшие перспективы  для визуализаторов получать больше денег и при практически полное отсутствие конкуренции. Третья категория клиентов заказывает не только визуализацию, но и архитектурную квалификацию визуализатора.

Кто эти клиенты

1. Арт-директоры или дизайнеры с набором готовых идей, не оформленных в полное техническое задание

Клиенты могут не представлять, как будет выглядеть результат работы в мелочах, но точно знают, как он будет выглядеть в целом. Вместо задания пытаются передать это ощущение визуализатору любыми доступными способами (голосом, почеркушками, примерами, изображениями, ссылками). Такие клиенты очень хотят чтобы визуализатор понял и воплотил услышанные идеи в геометрии. При необходимости правки будут внесены уже по готовой модели.

Эти заказчики редко выбирают только по цене, поскольку знают процесс работы изнутри и к чему такая экономия выбор может привести. Выбирая исполнителя, они внимательно смотрят как портфолио, так и косвенные признаки адекватности. Для таких клиентов важно быть уверенным в том, что визуализатор с ним на одной волне и понимает его и его задумки с полуслова.

У заказчиков третьей категории бывают очень интересные проекты, в которых хочется принять участие и затем использовать его в портфолио. Работать с такими дизайнерами с одной стороны удовольствие, а с другой — вызов себе, как профессионалу.

Условное задание на визуализацию может состоять из чего угодно: из jpg изображений и вырезок, перемешанных старых и новых dwg файлов, референсов, идей, обсуждений по телефону и другого материала, который можно собрать и передать любым способом. Присланные jpg или папки могут быть названы по факту применения изображения в проекте: стол на кухне, камин в гостиной, потолок в спальне.

Все данные передаются или в разнобой с комментариями, или уже собраны по папкам и расформированы. Заказчик, обычно, готов увлеченно рассказывать, о своем дизайне и идеях. Задача визуализатора объединить все задумки дизайнера на предоставленном плане помещения, почувствовав стиль, оживить образ, создать 3D.

Клиент в этом случае заказывает не только визуализацию, но и опыт, возможно даже экспертность исполнителя и надеется, что она будет если не на таком же уровне, как у него, но хотя бы на половину — что уже очень неплохо. Все мелочи можно будет поправить по превью. Правки обязательны, ведь визуализатор только пытается уловить настроение, а автор видит интерьер целиком.

    

Предметы интерьера

Некоторые предметы интерьера могут быть согласованы или выбраны заранее на этапе постановки задачи, причем не конкретные модели, а коллекции или просто компании-изготовители. Визуализатору может быть поручено разобраться в этом направлении подобрать что-то из ассортимента определенной компании, например, детскую или ванну. Некоторые реальные модели придется или найти в базе или смоделировать заново. Эти модели не будут очень сложными и это не самая большая проблема.

Почему с клиентами третьей категории выгодно сотрудничать визуализатором?

1. Это всегда нестандартные проекты, творчество и креатив, а также отличный материал для пополнения пополнение портфолио.
2. Обычно, клиенты хорошо платят и ценят такую работу визуализатора, поскольку она сильно упрощает им жизнь и экономит время.
3. Возможность развиваться, узнавать что-то новое, общение с интересными людьми, у которых есть чему поучиться, перенять опыт, понять ход мыслей.
4. Перспектива стать концепт-дизайнером, арт-директором или дизайнером полного цикла, быстро подтянуть уровень и перейти в четвертую категорию визуализаторов, в которой все еще гораздо интересней.

Почему выгодно быть клиентом-дизайнером третьей категории?
Несмотря а возможно большую стоимость, проще заинтересовать в проекте хорошего архитектурного визуализатора, переложив на него часть детального дизайна. Не тратя время на составление задания, вносить комментарии уже по готовым визуализированным ракурсам. Обычно, такой подход экономит время дизайнера, а результат при условии правильного подобранного исполнителя получается очень хорошим.

2. Финальные заказчики, желающие посмотреть, как будет выглядеть их идеи в 3D

Второй тип клиента третьей категории может быть даже сам заказчик. Это такой продвинутый клиент, создающий себе дизайн проект без помощи дизайнера. Он уже знает, какой будет планировка и дизайн, но желает посмотреть его в 3D, чтобы утвердится в своем выборе окончательно. Итоговая визуализация также может быть заданием для смежников, поставщиков мебели и даже строителей.

Велика вероятность, что финальный клиент, поручит исполнителю не только визуализацию, но и дизайн всего дома, что гораздо интересней и прибыльней. Это возможность участвовать в строительстве проекта на всех этапах и сфотографировать его в конце.

       

Четвертная категория клиентов — придумайте  все сами

Обычно, эти клиенты зарабатывают не на дизайне, а на чем-то другом, при этом они сами не являются дизайнерами, а визуализацию заказывают для других задач, например:

1. Показать идею, получить заказ на стройку.
2. Продать мебель/шторы/другое оборудование.
3. Непрофильные специалисты. Интерьер на сайт или в строящийся дом на продажу.
4. Коммерческие объекты, корпоративные клиенты: гостиницы, холлы, офисы.

  

Кто клиенты?

1. Строительные компании.
2. Девелоперы.
3. Поставщики оборудования, мебели.
4. Дизайн студии с более слабыми дизайнерами в штате, чем привлекаемый визуализатор, в случае, если они получили заказ выше своего уровня.

Эти клиенты не хотят вникать в то, как будет выполнено задание. Они задают только направление поскольку доверяют визуализатору и в дизайне. Такая услуга называется концепцией. Концепция наполовину состоит из дизайнерской мысли, наполовину из визуальной составляющей.

Клиенты не будут вносить изменения в визуализацию, если она не будет противоречить техническим условиям и бюджету, при этом дизайн будет красивый и функциональный. Визуализации такого рода нужны в основном для презентации и иллюстраций какой-то идеи. Нет присутствия самого заказчика, нет личного дизайна и связанных этим сложностей.

Эти клиенты не хотят тратить свое время на проект, продумывая детали задания. Они ограничивается референсом и планировкой. Услуга называется архитектурная 3D концепция. Мы считаем ее одной из самых востребованных и ценных на рынке корпоративных клиентов.

Почему с четвертой категорией клиентов выгодно сотрудничать визуализатору

1. Деньги. Такой труд оплачивается выше визуализации.
2. Визуализатор может применять любые свои находки, элементы предыдущих проектов, подбирать мебель. Не нужен моделировать лишнее — дизайн часто похож на что-то из портфолио. У клиента есть доверие к исполнителю, что облегчает процесс работы.
3. Встречаются очень интересные проекты, в которых можно реализовать собственные дизайнерские решения.

Почему клиенты ищут визуализаторов со способностями создавать концепцию?
1. Нет аналогичных предложений на рынке. Дизайнеры полного цикла делают проект, но часто слабы в визуализации, а стоимость услуг относительно высока.
2. Дизайнеры стоят сильно дороже.

 

Что представляет собой услуга концепции

Услуга концепции по минимальному заданию клиента подразумевает создания дизайна помещения по планировочному решению, рефеенсу и устных комментариев. Обычно, клиент не вмешивается в процесс и не комментирует дизайн.

Как получить заказ на работу с третьей и четвертой категорией клиентов

Во-первых, заявить, что вы оказываете подобный комплекс услуг.

Во-вторых, должны быть убедительные доказательства вашей экспертности и примеры решения подобных задач:
- что было дано,
- какая была задача,
- что было придумано,
- как шел процесс,
- какие были изменения или комментарии,
- итог работы

В третьих, разбираться в теме дизайна.

Итоги

Итак, мы рассмотрели с вами четыре основные категории клиентов, присутствующих на рынке визуализации, подробно разобрав их методы работы, возможные сложности взаимодействия, их сильные и слабые стороны, также разобрали подрядчиков, обозначив основные типы исполнителей, предоставляющих услуги визуализации.

Мы разобрали причинах возникновения большинства конфликтов, возможных в работе. Основное — это неправильный выбор клиентом исполнителя или завышенные ожидания подрядчика от работодателя.

Теперь вы сможете различать клиентов или партнеров по косвенным признакам, а определив, действовать согласно рекомендациям. Или не действовать — выбор каждого. Важно знать, к чему может привести тот или иной вариант ведения работы. Предупрежден — значит вооружен.

Итоговые рекомендации для дизайнеров (клиентов)

Важно понимать, как вы привыкли работать и как привыкли выдавать задание выдавать задание. Насколько это оправдано? Ваш стиль работы определяет плюсы и минусы взаимодействия с подрядчиками. Чем правильней и системней вы работаете, тем меньше ошибок будет совершать визуализатор и тем качественней, быстрее и, что очень важно, дешевле будут выполняться ваши задания. Можно добиться экономии в 2 раза.

И наоборот, если вы привыкли работать в хаосе — обычные визуализаторы будут работать с вами на пределе своих личных возможностей, что влечет за собой проблемы организационного и технического характера. Можно нанимать более дорогих исполнителей, но для этого нужно иметь больший бюджет, а значит более дорогие проекты, что тоже не всегда просто.

Если ваша задача хотите снизить стоимость визуализации, уменьшить количество ошибок и комментариев, расширить круг подрядчиков, уменьшить личное время присутствия на проекте — есть выход, рабочий инструмент — составляйте подробное задание на визуализацию.

Если в ваших приоритетах хаотичный процесс дизайна — это тоже ваш выбор, но не стоит ждать чудес от стандартных визуализаторов. Если они и случаются, то крайне редко. Есть возможность выбрать визуализаторов подороже, со знанием дизайна. Главное не ошибиться в этом выборе, поскольку не всегда понятно, кто есть кто. Судить о специалистах можно по косвенным факторам оформления сайта, портфолио, общению или первому тестовому заданию.

Подумайте, как вы хотите работать сами? С какими подрядчиками? Почему? Что есть у вас для привлечения лучших визуализаторов и что может их мотивировать работать с вами за меньшие деньги?

Итоговые рекомендации для визуализаторов (исполнителей)

Определив, какая категория клиентов подходит вам на данный момент, как именно вы хотите работать и с кем, что вам ближе? Это и будет ключевой компетенцией, которую мы советуем развивать. Но не стоит себя обманывать — оцените ситуацию трезво. Вы не сможете одинаково хорошо оказывать сервис для всех типов клиентов одновременно. Если вы хороший техник — вряд ли у вас получится качественно придумывать дизайн без дополнительного обучения, а если вы в душе творец — вам будут скучны технические вопросы.

Определившись со своей специализацией, вы можете заточить сайт, портфолио и презентационные материалы так, чтобы они закрывали потребности определенной категории клиентов, которые вы теперь знаете и с которой хотите работать. Определяйте тип клиентов и методы работы с ними.

***

Важно понимать, что среде перечисленных нами категорий и клиентов и исполнителей нет плохих или хороших. Просто они существуют и работать можно со всеми, но важно знать свои сильные и слабые стороны, а также сильные и слабые стороны своих подрядчиков. Изучив их, вам станут понятны пути дальнейшего развития и адаптации работы. Останется только действительно качественно делать свое дело, что при уважении к себе и работе гораздо проще, чем кажется. Успехов вам на этом нелегком, но интересном пути и удачи в работе с дизайном и 3D!

p.s.

Весь материал статьи взят из собственного опыта и может не совпадать с вашим. Если это так — напишите об этом в комментариях. Если вдруг мы что-то упустили, с удовольствием дополним портреты клиентов и исполнителей с вашей помощью для общей пользы.

1

Комментариев: 1

  1. спасибо, буду перечитывать перед сном

    0

Добавить комментарий

Добавить комментарий для Евгения Синёва Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.