Студия-школа дизайна Станислава Орехова
Школа дизайна, Дизайн интерьеров, 3D графика
+7(499) 499-0-199
coaching@d-e-s-i-g-n.ru
Картинка пользователя
Вход в базу знаний

Роли и принципы командной работы студии дизайна Станислава Орехова

Многие коллеги спрашивают нас, как устроена студия дизайна, какие роли и функции выполняет каждый сотрудник, как удается создавать интересные проекты в разумные сроки? В этой статье мы ответим на эти и многие другие вопросы. Этот материал — итог многолетнего поиска оптимального баланса, результат многочисленных проб, ошибок и разочарований, открытий и правильных выводов. Раньше это была внутренняя информация, доступная только сотрудникам, но сегодня мы хотим поделиться ею со всеми дизайнерами. Будем рады, если эта информация поможет систематизировать ваши знания или сделать какие-то собственные выводы.

studio_office_08_small

 

***

Роли и функции

За скобкой оставлены организационные, юридические, бытовые, IT и бухгалтерские вопросы, а также ветвь привлечения клиентов. Говорим только про отдел производства. В нашей студии дизайна предусмотрено 8 основных должностей-функций производства. Девятый — новичок, стажер. Десятый — руководитель. Он занят административной работой.

Вот эти функции:

1. Обмерщик.
2. Дизайнер.
3. Проектировщик.
4. Визуализатор.
5. Ведущий дизайнер.
6. Менеджер.
7. Комплектатор.
8. Арт-директор.
9. Стажер.
10. Руководитель студии.

MG_3742

О правилах использования

Функции производства покрывают все потребности процесса создания дизайна. Этот процесс состоит из следующих действий:

- интервью с клиентом,
- обмеры,
- получение технических условий,
- планировочные решения,
- детальный дизайн,
- визуализация,
- комплектация,
- рабочая документация.

У каждой функции есть начало, процесс ее выполнения, а также финал (итог). Сотрудник, занимающий свою должность, полностью обладает знаниями, навыками и опытом для того, чтобы, имея начальные данные, получить требуемый в финале результат. Этот результат передается следующему специалисту по цепочке.

Каждой должности соответствует один специалист. Он же может выполнять несколько функций, но делает это последовательно. Например, до обеда сотрудник — чертежник, а после — ведущий дизайнер. Или вечером визуализатор, а утром — арт-директор.

Основное правило: результат работы каждой функции должен соответствовать стандартам и правилам каждого этапа (подготовлены отдельные шаблоны с пояснениями), даже если весь проект от начала до конца ведет один человек.

Понимание важности этого принципа — первый шаг к системной работе, делегированию обязанностей и росту специалиста. Рост возможен через личное развитие, а личное развитие невозможно в хаосе.

Выбор приоритетной для себя функции и занятия по душе у каждого специалиста происходит на собеседовании или после испытательного срока, когда сотрудник уже получил базовое представление обо всех должностях в студии и выбрал одну из них для начала работы, а другую для перспективы собственного развития.

Зная вектор желаемого роста сотрудника, руководитель постепенно передает ему часть своих функций, помогая постепенно развиваться в этом направлении.

Переход от должности к должности происходит, когда сотрудник к этому готов. Для этого он должен поставить себе цель выйти на следующий уровень и реализовать ее, работая над проектами и обучаясь новой профессии с помощью руководителя.

В студию приходят работать люди, стремящиеся к росту. Есть два равноценных направления развития:
1. Переход к новой должности.
2. Более глубокое погружение в текущую профессию.

_MG_2826

 

Должности-функции, подразумевающие движение к новой профессии:

- Стажер → дизайнер, менеджер или любая должность специалиста.
- Менеджер → дизайнер.
- Дизайнер → ведущий дизайнер.
- Ведущий дизайнер → арт-директор.

 

Должности-функции, подразумевающие профессиональный рост за счет углубления знаний, ускорения и оптимизации работы:

- Обмерщик.
- Проектировщик.
- Визуализатор.
- Комплектатор.
- Арт-директор.

В студии практикуется поэтапный внутренний рост специалиста. Точка начала сотрудничества со студией у каждого своя.

C90C5279

Подробное описание должностей

 

1. Стажер

Стажер — подающий надежды новичок. Знаком со студией и ее подходом к работе, разделяет ее ценности. Обладает базой профессии и инструментами проектирования. Стажер начинает работу в студии или проходит практику, выполняя поручения руководителя. Руководителем может быть менеджер, комплектатор или ведущий дизайнер. Задания — совершенно разные.

Стажер получает опыт работы над реальным проектом, а сотрудники студии — рабочие руки на время стажировки. Стажировка (испытательный срок) могут быть платными или бесплатными. По результатам работы стажеру может быть предложено место в студии.

studio_office_07_small

 

2. Дизайнер

Дизайнер — специалист в двух основных областях: это планировка и/или детальный дизайн (эскиз и подбор материалов).

Главная задача дизайнера — сделать в срок свою часть работы надлежащего качества.

У дизайнера должен быть вкус, технические и профессиональные знания, а также потенциал развития в ведущего дизайнера (функция управления проектом и общения с клиентом). Этот потенциал возможно реализовать только в рамках студии. Дизайнер, работающий попроектно, выполняя отдельные задачи, навсегда останется только техническим дизайнером без функции управления и работы с клиентом.

Дизайнер знает принципы работы студии и свою роль в ней. Понимает все прелести используемой поэтапной системы работы. Дизайнер может не знать все правила студии и весь организационный процесс производства целиком, что не мешает ему выполнять качественно свою часть работы.

Перед началом сотрудничества дизайнер хорошо выполнил тестовое задание или прошел обучение на курсах в нашей Школе дизайна (это самый лучший старт, ведь на занятиях мы знакомимся с тем, как на самом деле идет работа на реальных проектах — все, как в жизни. Выпускник полностью готов к реальности).

Первым делом дизайнер знакомится с правилами оформления и шаблонами студии.

Затем — с системой ведения проекта, этапами, правилами согласования и принципами совместной работы. Дизайнер — командный игрок.

Дизайнер работает с менеджером и ведущим дизайнером (редко с арт-директором). Менеджер организует работу дизайнера, обсуждает с ним сроки и бюджет. Ведущий дизайнер выдает задание, принимает работу, консультирует в процессе.

Базовый принцип сдачи работы, которую усваивает дизайнер: делать и сделать задачу — принципиально разные вещи. Делать — это процесс. Сделать — результат. Первая итерация проекта считается сделанной тогда, когда ведущий дизайнер согласовывает ее с арт-директором, и работа презентуется клиенту. У этой работы есть конкретный дедлайн: дизайнер должен успеть оформить работу к назначенной презентации.

kate

 

Чтобы успеть сдать проект вовремя, он активно взаимодействует с менеджером и ведущим дизайнером, инициирует общение и обсуждение, а не ждет, пока его будет «дергать» и напоминать о сроках. Дизайнер умеет согласовывать работу итерациями: идея, концепт, направление мысли, наполнение деталями, финальное оформление.

Чтобы подготовить финальную работу, требуются промежуточные согласования. Дизайнер знает, что в 99% случаях нужный результат достигается не с первого раза, поэтому он планирует этапы согласования с ведущим дизайнером заранее. Общение дизайнеров проходит приоритетно в рабочее время. По личной договоренности — во внеурочное.

Так как работа должна быть сделана хорошо (по техническому заданию с согласованием с ведущим дизайнером и арт-директором), изменения, поступившие от клиента, не бывают катастрофическими. Дизайнер может быть спокоен: его не попросят вносить бесконечные правки и делать бесплатно варианты для пересогласования.

Политика работы студии направлена на минимизацию бестолкового труда. Мы долго обсуждаем правки с клиентом, добиваемся согласований всех правок по эскизам, а затем дизайнер вносит их единовременно.

В стандартном варианте дизайнер может рассчитывать на два круга централизованных исправлений, поступивших от клиента или арт-директора, не затрагивающих более 20-25% проделанной работы. Если работа затянется по вине ведущего дизайнера или клиента, она будет дополнительно оплачена дизайнеру. Мы заботимся о наших сотрудниках и надеемся на взаимность.

Дизайнер легок и логичен в общении, требователен к себе, внимателен к заданию. Хороший дизайнер формулирует вопросы заранее и блоками. Анализирует исходные данные, не стесняется уточнить непонятные детали, не отнимает время ведущего дизайнера на вопросы, ответ на которые есть в исходной информации. Не требует повышенного внимания и менеджмента.

Перед началом работы дизайнер согласовывает сроки промежуточных согласований с менеджером. В работе дизайнер не жертвует сроком проекта, качеством и личным временем. Умело строит свою работу так, чтобы все успеть. Знает, как оптимизировать задачу, что уже можно показать ведущему дизайнеру, а что стоит доработать.

Компромисс в работе (если на поиск решения ушло больше времени, чем планировалось) может быть допущен только в оформлении и детализации, но не в сути. При этом после сдачи клиенту работа должна быть дооформлена в соответствии со стандартом.

Дизайнер отличается от ведущего дизайнера тем, что не организует рабочий процесс, не делегирует задачи и не общается с клиентом, не видит картины проекта целиком, а оперирует только полученными данными и задачей. При этом он выполняет техническую часть работы на высоком уровне.

Основной инструмент согласования дизайнера — переписка в системе ведения проектов и Skype-консультации с ведущим дизайнером.

Хороший дизайнер отстаивает свое решение логикой и доводами, защищая проект перед ведущим дизайнером, как перед финальным клиентом. Для этой цели активно использует принцип 3-х «К» (конструктив, красота, комфорт). Дизайнер умеет выбрать самостоятельно один приоритетный вариант, а в случае необходимости прибегает к совету ведущего дизайнера.

Дизайнер — профессионал. С уважением относится к своей работе, аккуратен, пунктуален, грамотен, собран, внимателен к эстетическому оформлению. Не может допустить мысли, что сдаст на проверку некачественный продукт.

Оплата работы дизайнера зависит от скорости и объема работ. Чем быстрее работает дизайнер, точнее и правильнее выполняет задачу, чем меньше отнимает времени ведущего дизайнера — тем ценнее такой специалист. Оплата может быт фиксированной или сдельной.

В случае возникновения вопросов по проекту (неполное или спорное задание по какой-то причине прошло на следующий этап работы), от дизайнера могут потребоваться консультации для последующих исполнителей: комплектатора, визуализатора, проектировщика. В случае необходимости, дизайнер участвует в расшифровке своих решений и после сдачи своей части проекта. Задача дизайнера — минимизировать такую работу, поэтому ему выгоднее детально все проверить заранее и быть уверенным в своем проекте.

Хороший дизайнер любопытен и трудолюбив. Знает, что нужно развить в себе, чтобы стать ведущим дизайнером, а самое главное — стремится к этому.

 

 

3. Ведущий дизайнер

Ведущий дизайнер является основным движущим звеном создания проекта и к тому же, руководит им. Обычно он ведет один сложный проект (VIP) или несколько стандартных. Ведущий дизайнер работает в студии на постоянной основе.

Главная задача ведущего дизайнера — сдать отдельные этапы клиенту и проект целиком как можно быстрее. В качестве, согласованном с арт-директором и требованиями студии. Для этих целей ведущий дизайнер использует свои собственные навыки и привлекает помощников там, где эти помощники нужны. Ведущий дизайнер способен сам выполнить все стадии проекта от начала до конца, но предпочитает эффективное разделение труда, оставляя себе ключевые компетенции: общение с клиентом, делегирование полномочий, функциональное зонирование, планировочные решения, быстрые наброски в эскизах. Ведущий дизайнер доносит до исполнителей и клиентов суть своего видения.

Путь ведущего дизайнера — постоянный рост.

Начинающий ведущий дизайнер осторожен, больше делает сам, меньше делегирует.

Опытный — виртуозен в переговорах и делегировании. Приобретает признаки арт-директора, а когда будет готов — становится им.

Ведущий дизайнер знает все о системе работы студии: ему известны порядок, основные стадии и правила выполнения работы, стандарты качества, роли сотрудников, правила оформления договора с клиентом. Он участвует в развитии, детализации и улучшении этих документов.

Ведущими дизайнерами становятся люди с опытом, реализовавшие самостоятельный проект (желательно не один) с авторским надзором. Невозможно стать полноценным ведущим дизайнером (готовым к тому, чтобы стать арт-директором) не имея практического опыта реализации.

Ведущий дизайнер работает в паре с помощником — менеджером. Через него ведущий дизайнер решает все организационные вопросы и часть рабочих.

Ведущий дизайнер обладает всеми техническими функциями дизайнера.

Ведущий дизайнер имеет организационные навыки менеджера (общение с клиентом, делегирование, назначение встреч),

Ведущий дизайнер далек от технических навыков менеджера (расположение папок на сервере, заполнение договоров, составление и заполнение коммерческих предложений, прием оплаты).

Ведущий дизайнер любознателен, постоянно учится, открыт новому. Никогда не останавливается на достигнутом.

_MG_2701

 

Взаимоотношения:

С клиентом. Ведущий дизайнер общается с клиентом самостоятельно. Ищет или запрашивает у клиента необходимую информацию. Знает все детали проекта и особенности клиента.

Не тратит время на переписку с клиентом и исполнителем. Знает, что в переписке может потеряться суть. Предпочитает личное общение. При этом не забывает фиксировать итог переговоров в письменном виде.

Рассказывает о своих решениях, защищает их, обсуждает, составляет, вносит комментарии.

Ставит под сомнения некоторые пожелания клиентов. Предлагает лучшие решения, удивляет, обучает клиентов, открывает новое для них видение стандартных задач.

Работа ведущего дизайнера направлена на то, чтобы минимизировать количество вариантов и правок от клиента. На изменения не соглашается сразу. Все варианты обсуждает с клиентом на словах или на рисунках, объясняя плюсы и минусы каждого решения. Записывает и еще раз подтверждает все согласованные в процессе переговоров решения до начала проектирования. Ведет согласования с клиентом так, чтобы избежать вторичных или дополнительных изменений. В сложных случаях прибегает к согласованиям частями.

Ведущий дизайнер не позволяет клиенту проектировать дизайн самостоятельно. Высказывать свое мнение относительно проекта клиенту можно: что нравится, а что не нравится, какую функцию или ощущение хотим получить, а чего нужно избежать. А искать и защищать решение — работа дизайнера.

В случае получения новых вводных данных или уточнения технического задания переделывает работу, но только один раз. Фиксирует изменения, чтобы не было переработки, или оповещает о необходимой доплате. В этом ведущему дизайнеру помогает менеджер.

Очень внимателен к «сложным клиентам». Организует работу так, чтобы после внесения корректировок не возник второй круг изменений. Ведущий дизайнер не позволяет загнать себя в такую ловушку. Он находит в общении со сложными клиентами тренировку переговорных навыков, рад им, так как только такие клиенты двигают ведущего дизайнера к должности арт-директора.

Никто не требует от начинающего ведущего дизайнера срочного решения любого вопроса по телефону или на личной встречи. Можно взять паузу и прибегнуть к советам арт-директора. В том числе и по организационным вопросам.

Опытный ведущий дизайнер, как и арт-директор, может предлагать решения сразу, в момент обсуждения. Но они должны быть обоснованы и точны. Такой метод ускоряет процесс проектирования в разы. Одна плодотворная встреча может стоить недели работы.

 

С сотрудниками. Ведущий дизайнер формирует и делегирует задачу сотрудникам. Проверяет всю делегированную работу и отвечает за нее: нормы и правила, стандарты качества. Собирает проект воедино (все этапы). Видит картину проекта целиком.

При передачи задания помощнику формулирует финальное задание, внося все исправления и правки за один раз. Минимизирует количество поручений и вариантов, которые будут делать помощники. Знает, что за это придется платить из бюджета студии. Думает о том, чтобы исполнитель понял задание правильно и однозначно. С уважением относится к работе специалистов, но не терпит халтуры.

Сам выбирает, что делать собственноручно, а что делегировать.

Умело выбирает и отсеивает помощников. Проблема с исполнителями может быть заключена в недостаточно интенсивной организации работы. Если внутренние согласования редки или хаотичны, помощник может легко допустить ошибку и потратить время на работу, ведущую в никуда.

Ведущий дизайнер понимает, кто из исполнителей может работать самостоятельно, а кому нужен пристальный контроль. Во всех случаях за срыв сроков или работу низкого качества ответственность несет ведущий дизайнер.

 

С проектом. Ведущий дизайнер полностью ответственен за проект. Решает все проблемы (организационные, технические, эстетические), возникшие с клиентом и проектом.

В случае задержки проекта по вине студии ведущий дизайнер лично приносит извинения клиенту и договаривается о новом сроке, о чем информирует менеджера.

От ведущего дизайнера зависит экономическая эффективность проекта. Он умеет считать время и деньги, потраченные на проект. Оценивает эффективность своей и чужой работы, предоставляет отчет по итогам выполненного проекта, умеет оценить вклад каждого участника, премии бонусы и штрафы.

Ежедневно проверяет статус текущих проектов и отвечает на вопросы привлеченных специалистов.

Осуществляет авторский надзор и постпроектное сопровождение.

Ведущий дизайнер имеет свое мнение, но прислушивается к тому, что предлагает арт-директор или клиент. Опытный ведущий дизайнер, как и арт-директор, обладает исключительными навыками работы с допустимыми замечаниями и их исправлениями минимальными средствами, виртуозен в переговорах. С каждым новым клиентом совершенствует эти навыки. Описывает сложные ситуации и методы их решения, обучает этим знаниям новичков.

После завершение проекта составляет «Процесс» и участвует в написании описания для публикации проекта в портфолио.

Ведущий дизайнер гордится каждым реализованным проектом.

 

С менеджером. Ведущий дизайнер работает в паре с менеджером, чтобы освободить себя от отслеживания нюансов договора, дополнительных соглашений о переносе сроков или расширении работы, от переговоров и заключения договоров с исполнителями и денежных вопросов. Менеджер работает с клиентом и добивается согласований, если тот неохотно отвечает или пропадает. Ведущий дизайнер в это время занят другими проектами.

Ведущий дизайнер и менеджер составляют единую рабочую единицу, полностью готовую реализовать проект как самостоятельно, так и с привлечением на определенные функции дополнительных специалистов. В одиночку эти специалисты не работают.

Менеджер всегда оповещает ведущего дизайнера о том, что статус проекта изменился. Если ведущий дизайнер проверяет статус проекта (ответы клиента или исполнителя) чаще менеджера, это первый признак того, что с менеджером что-то не так или ведущий дизайнер недостаточно загружен работой.

Задача хорошего ведущего дизайнера в итоге облегчить себе работу по всем направлениям, освободив свое время для творчества, передав всю организационную, контролирующую части менеджеру, выведя его на продвинутый уровень. Желательно передать все: от общения с клиентом по проекту (по промежуточным этапам согласования) до поиска и контроля исполнителей на проект с проверкой результата их работы.

То, насколько ведущий дизайнер эффективно нагружает менеджера без ущерба для качества работы и срыва срока, как обучает его тем знаниям и навыкам, которых пока нет у менеджера, но есть у ведущего дизайнера, зависит развитие самого ведущего дизайнера. Совместно ведущий дизайнер и менеджер двигаются к профессиональному росту вдвойне быстрее, помогая друг другу.

Хороший ведущий дизайнер делегирует менеджеру те задачи, которые тот в силах решить, не имея специальных знаний в дизайне. Хороший менеджер хочет расти профессионально, а не быть просто передаточным звеном, поэтому он не боится таких задач и с удовольствием перенимает опыт, обучаясь, где необходимо.

 

С арт-директором. Начинающий ведущий дизайнер приобретает опыт в работе с арт-директором и клиентом. Клиент давит, арт-директор страхует. Со временем ведущий дизайнер набирается опыта, что выгодно арт-директору — он может делегировать больше, а контролировать меньше. Опытный ведущий дизайнер сам справится с первым интервью, защитой этапов проекта, набором команды.

Работа ведущего дизайнера с арт-директором начинается с самого начала проекта — с обсуждения. Нельзя принести работу перед сдачей и рассчитывать на её утверждение.

Нет никакого смысла приносить арт-директору полуфабрикат. Прогресса в работе не будет. Будут только очевидные замечания, которые ведущий дизайнер и так знает. Арт-директор должен увидеть осмысленное решение, хоть даже и в черновом варианте, которому он даст зеленый свет, поможет посмотреть с другой стороны или отправит на переработку.

Каждая встреча дизайнера с арт-директором — это мини-презентация, аналогичная сдаче клиенту, но с упрощенной графикой и детализацией. Специалисты общаются на одном языке.

Если заменить слово «арт-директор» на «ведущий дизайнер», а «ведущий дизайнер» заменить просто «дизайнером», то мы получим зеркальную модель поведения ведущего дизайнера с дизайнером.

 

 

 

4. Менеджер

Смысл работы менеджера проекта — облегчить всем жизнь, освободить от ненужных организационных действий остальных участников. Менеджер работает в паре с ведущим дизайнером. Он помогает ведущему дизайнеру выполнять проект эффективней, беря на себя технические задачи делегирования и администрирования. А также (при наработке определенного опыта) — часть рабочих обязанностей ведущего дизайнера: согласование небольших правок с клиентом, базовая проверка результата работы исполнителей.

Менеджер решает разные задачи и взаимодействует с людьми:

С клиентом. Осуществляет взаимодействие с клиентом по организационным вопросам: встречи, переписка, уведомления, формальные согласования, акты, оплаты и другая, утомительная для дизайнера, но важная для проекта, бюрократия. Фиксирует и подтверждает изменения, правки, согласованные и принятые решения.

Ведет протокол встреч и корректировок:
- составляет резюме разговора;
- подтверждает актуальность (правильно ли все поняли и ничего ли не упустили);
- добивается письменного подтверждения от клиента;
- следит, чтобы без подтверждения работа не продолжалась.

Менеджер объясняет клиенту и сотрудникам политику студии, разъясняет условия работы и договора (если в процессе возникает непонимание со стороны клиента).

_MG_2840

 

С подрядчиками. Осуществляет взаимодействие с подрядчиками по организационным вопросам. Ведет список сотрудников, пополняет его новыми. Договаривается с кандидатами, приглашает на собеседование, фильтрует кандидатов перед показом ведущему дизайнеру. Увязывает время сотрудников с графиком работы проекта. Общается с подрядчиками по срокам выдачи материалов и этапов согласования.

Работая с людьми (особенно с подрядчиками из внешнего круга), менеджер всегда готовится к худшей ситуации: сроки сдвинутся, детали будут упущены, ошибки скроются, человек не выйдет на связь... Зная это, менеджер проводит профилактические работы, упреждая возможные проблемы. При этом менеджер не высказывает свои подозрения вслух и не обижает подрядчика какими-либо заявлениями. Он лишь косвенно намекает, что о результате работы можно судить только по изображениям в портфолио, в котором не отражены детали процесса. Объясняет, что формат студийной работы требует принимать меры предосторожности и просит прощения за сомнения, если они не оправданы.

Менеджеру важно назначать четкие внутренние даты обсуждения промежуточных этапов перед началом работ и не стесняться позвонить исполнителю накануне. Легкое напоминание, как мотивация тренера, мобилизует любого спортсмена. Если подрядчик против таких напоминаний, следует мягко заметить, что это первый опыт совместной работы, и если все пройдет замечательно сейчас, на следующих проектах студия будет рада видеть больше самостоятельности со стороны подрядчика.

Скорость обратной реакции. Менеджер ведет проект. Отслеживает сроки. Мотивирует всех участников на скорейшее принятие решений, сокращает до минимума простои — повышает рентабельность.

Детали договора. Менеджер очень внимательно отслеживает соблюдение договора и графика работ. Фиксирует время на разработку и время на согласование. Информирует об отклонениях клиента и ведущего дизайнера. Обязательно напоминает ведущему дизайнеру о сроках сдачи очередного этапа проекта, чтобы не выйти за бюджет и рамки договора. В случае отклонения по вине ведущего дизайнера фиксирует это в системе ведения проектов. Благодаря менеджеру, клиент не будет удивляться, если обещанные два месяца разработки превратились в четыре. Все задержки по вине клиента (долгие согласования и корректировки) должны быть аккуратно зафиксированы и эта фиксация вплоть до каждого дня должна быть предоставлена клиенту в удобной форме.

Ведет basecamp. Следит за порядком в системе ведения проектов и на сервере, за этикой общения и соблюдением правил. Ведет ветку и календарь проекта. Заводит новый проект в системе, добавляет людей. Архивирует проект после финала.

Техническое задание и задания для исполнителей. Участвует с ведущим дизайнером в анкетировании и создает графическое оформление технического задания.

Задания для подрядчиков. Умеет формулировать задачи. Способен большую работу разбить на более мелкие куски (не потеряв по дороге смысл) и передать соответствующим исполнителям.

Новые сотрудники. Менеджер помогает новому сотруднику влиться в коллектив, знакомит с системой и принципами работы, добавляет людей в basecamp.

Рост менеджера. Выполняет дополнительные поручения ведущего дизайнера, беря на себя часть его прямых обязанностей. При этом менеджер не наделен функцией финального фильтра качества. Все работы должен посмотреть, принять и защитить ведущий дизайнер.

Коммерческая составляющая. Оформляет коммерческие предложения, договоры. Ведет всю финансовую деятельность по отслеживанию и получению оплат, выставляет счета, проверяет поступления в бухгалтерии.

DSC_1761

 

С проектом. Любой проект — совместное творчество всего коллектива. Создавая комментарии или фиксируя результат переговоров с клиентом, менеджеру можно высказать свои соображения, но только в рекомендательном ключе, обязательно пометив, что это его личное мнение, а не обратная связь от клиента. Такие мнения важны и показывают арт-директору рост и ход мысли менеджера.

С арт-директором. Любой свободный менеджер становится помощником арт-директора на первичных переговорах с потенциальным клиентом или по любым другим организационным опросам студии: составить коммерческое предложение, напечатать договор, позвонить и спросить о решении, договориться о встрече, организовать пропуска. После заключения контракта на проект может продолжить этот же менеджер или назначен новый.

 

Уровень экспертности менеджера

Менеджер проекта — единственный из специалистов, степень продвинутости и полезности которого может вырасти в два раза. Так как менеджер работает в паре с ведущим дизайнером, ведущий дизайнер сначала страхует, а со временем передает менеджеру большинство своих задач. Так из начинающего менеджер становится продвинутым.

Рассмотрим примеры по категориям:

Начинающий менеджер только вливается в коллектив и работу. Ему все ново, интересно. Ведущий дизайнер следит за всем сам, помогает менеджеру развиваться, перекладывает часть задач, но держит ухо в остро — ведь возможны ошибки. На этой стадии в менеджере или развиваются качества, присущие хорошему менеджеру, или все понимают, что это работа не для него. Личные качества важнее знания технологий. Технологии вообще не важны на этом этапе. Можно работать по шпаргалке и инструкциям.

Зона ответственности любого менеджера – систематизация и обеспечение сохранности всех материалов по проекту, а также своевременная передача информации, комментариев и результатов работ. Организация и администрирование процесса.

Менеджер среднего уровня уже немного разбирается в дизайне и визуализации, начинает делегировать задачи исполнителям. Ему можно передавать практически все задачи среднего уровня сложности. Осуществляет базовый контроль соответствия проводимых работ по проекту, составленному ТЗ, выполненным исполнителями работам, а также предоставленной технической документации (планы БТИ, технические условия).

Продвинутый менеджер может общаться с клиентом не только на организационные темы, но и сдавать промежуточные результаты работы. Им идеально освоено делегирование и получение результата чужими руками. Продвинутый менеджер может подтянуть начинающего ведущего дизайнера в коммуникационных и организационных навыках, сильно облегчив ему начало работы.

Менеджер должен быть всегда на связи в рабочее время. Как минимум по мобильному телефону. Оставаться на связи и оперативно отвечать на все входящие — одна из главных его задач.

В рабочее время он должен оперативно отслеживать обновления статусов проектов, получая уведомление через систему ведения проектов и молниеносно реагировать.

 

 

5. Арт-директор

Арт-директор — ретранслятор стратегических задач и идеологии студии. Представитель студии в глазах клиента. Отвечает за финальное качество, но не за техническую проверку.

Очень многогранный человек. Имеет отличный багаж знаний в смежных областях.

Решителен в принятии сложных решений. Урегулирует конфликты и не дает им повторяться.

Ничего не знает о сроках. Ничего не делает руками сам. Назначает команду для работы над проектом.

Учит, объясняет, направляет, вдохновляет. Помогает найти идею, отточить стиль, добавить эмоции, решить тупиковые ситуации. Строгий борец за эстетику и функционал. Считает, что проект должен стать не только решением задачи клиента, но и жемчужиной в портфолио студии. Имеет смелость признать ошибку и переделать работу, когда этого требуют обстоятельства.

Ответственен за первую встречу с клиентом, презентацию правил работы студии.

Объясняет, как мы работаем, отвечает на вопросы. «Продает», а по сути, просто рассказывает об услуге.

Дает оценку стандартному проекту (утвержденный прайс). Нестандартные и сложные проекты оценивает вместе с руководителем студии. Составляет коммерческие предложения. Для оформления документов привлекает менеджера.

Сам определяет важность проекта и личного участия в презентации проекта клиенту:

1. Первое интервью с клиентом ведет арт-директор или делегирует это опытному ведущему дизайнеру.
2. Осуществляет презентацию результатов работы клиенту, защищает идею сам или делегирует это ведущему дизайнеру.

IMG_1279

 

Арт-директор может работать только в команде. Формирует команду и контролирует исполнителей в студии. В совершенстве владеет навыком делегирования. В том числе и делегирования получения результата. Если арт-директор делает что-то сам вместо сотрудника — он плохо справился со своей работой.

Арт-директор имеет системные знания. Может объяснить, как сделать красиво. Учит. Так как не делает ничего сам, заинтересован в передаче собственных знаний и в росте сотрудников. Любой специалист рядом с хорошим арт-директором становится лучше.

MG_3748

 

Главная задача арт-директора — симулировать реального клиента в глазах ведущего дизайнера. Ведущий дизайнер может (и должен) тренироваться в защите проекта и решений арт-директору перед презентацией финальному клиенту. Так ведущий дизайнер растет и совершает меньше ошибок, а студия презентует самые правильные решения. Работая как консультант и помощник для ведущего дизайнера, арт-директор помогает сделать проект лучше. Арт-директор не владеет деталями проекта и договоренностями ведущего дизайнера и клиента, он проверяет только эстетическую составляющую решений и дает любые советы со стороны. Принимает или не принимает работу. Утверждает первый вариант продукта, который будет показан клиенту, и финальный вариант, который идет в работу на следующую стадию. Все промежуточные согласования и работу с клиентом может проводить ведущий дизайнер. При этом если ведущему дизайнеру понадобится совет или консультация, он может обратиться к арт-директору, заранее запланировав время.

Замечания арт-директора — не руководство к действию (если об этом прямо не сказано). Ведущий дизайнер сам принимает решение, вносить или не вносить правки, когда и как это делать.

C90C0284

 

Арт-директор планирует свое время сам или через помощника, сообщая специалистам в команде удобное время для связи с собой. Ведущий дизайнер подстраивает этапы согласования под возможности арт-директора. О времени контакта до начала проекта договариваются на берегу, чтобы не было срыва сроков по вине арт-директора и его занятости. Арт-директор должен обеспечить связь с собой всех ведущих дизайнеров в оговоренное заранее время.

Арт-директор — единственный человек в студии, который в исключительных случаях может отступить от правил ведения проекта. Делает он это под свою ответственность, и с этого момента пристально следит за всем проектом, чтобы он не вышел из-под контроля.

 

Арт-директор — финальный, но не главный контролер качества. Главным остается ведущий дизайнер. Исключение — особенные проекты (VIP или технически сложные). В таких проектах арт-директор выполняет функцию ведущего дизайнера, являясь одновременно и арт-директором. Рекомендуется при этом советоваться с другими арт-директорами по ключевым вопросам.

В работе ведущего дизайнера и арт-директора заложен организационный конфликт. Главная задача ведущего — сдать согласованный проект клиенту и получить оплату. Задача арт-директора — соблюсти концепцию и идеологию подхода студии к качеству проекта. Главному дизайнеру выгодно «дружить» с арт-директором, инициировать встречи и прислушиваться к его советам, заранее показывая ожидаемый результат.

Арт-директор любопытен. Не делит проекты студии на свои и чужие. Может комментировать любой проект.

_MG_2607

 

Ведет курсы, читает лекции, пишет статьи, выпускает материалы, транслирует в принципы студийной работы. Несет доброе, вечное в мир, и мир платит ему тем же.

При всем этом арт-директор может обладать или не обладать любыми личными качествами. Он может быть крайне требовательным, резким, бескомпромиссным, нетактичным и просто неприятным человеком со сложным характером. Все это не имеет значение. Арт-директор не обязан нравиться сотрудникам. Сотрудники должны нравится ему. Арт-директору достаточно профессионально выполнять функции. Методы, которыми он это делает, не важны.

 

 

6. Визуализатор

Специалист. Создает визуализацию. Взаимодействует через менеджера с дизайнером или ведущим дизайнером по вопросам проекта. Визуализатор помогает дизайнеру графически продемонстрировать свои идеи. Визуализатор работает по любому техническому заданию. Помощник. Облегчает труд дизайнера: создает белую модель, принимает задание и, в зависимости полноты информации о проекте, рисует концепт (чтобы согласовать первую идею) или детально прорабатывает проект в 3D. Работа визуализатора оплачивается по метрам или по времени. Предпочтителен удаленный формат работы. Требования — по «Стандартам качества».

 

C90C5237

 

 

7. Проектировщик

Специалист. Разбирается в дизайне и техническом исполнении. Не просто чертежник — он создает качественную рабочую документацию по согласованному детальному дизайну или визуализации. Задает вопросы, если что-то не понятно. Взаимодействует через менеджера с ведущим дизайнером (финальное согласование). Работа ведется сдельно, с каждым проектом. Может быть внештатным сотрудником.

10397138_780601588631038_4156686343859325552_o

 

 

8. Комплектатор

Специалист. Помогает всем участникам проекта с подбором подрядчиков по индивидуальным изделиям, а также реального оборудования, материалов, сантехники, мебели. Взаимодействует с ведущим дизайнером, менеджером или, по согласованию, напрямую с исполнителями. Участвует в презентации и защите решений по стоимости и качеству на встрече с клиентом. В случае одобрения клиентом позиций оформляет задание для учета на следующих этапах разработки проекта. Ключевой сотрудник для последующей реализации проекта. Работает в студии. Оклад + %. Помогает в процессе общения с клиентом и создания дизайна конкретизировать и согласовать проектные решения.

                                             10384540_729066183818944_4604908026127884799_n

 

 

9. Обмерщик

Специалист. Выполняет работу по обмерам объекта, использует шаблон. Взаимодействует с менеджером. Менеджер принимает работу по чек-листу. Работа ведется сдельно. Обмерщик может быть внештатным сотрудником.

Функция обмерщика неплохо совмещается с функцией дизайнера и проектировщика. Принимая задание от обмерщика, дизайнер должен проверить работу на качество и полноту информации. Никто, кроме обмерщика, не сможет подтвердить правильность или неточность данных. На них основывается все проектирование. Это очень точная и ответственная работа, требующая тщательной проверки.

125

 

 

10. Руководитель студии

Руководитель студии не вмешивается в рабочий процесс и не участвует в нем. Он выполняет следующие задачи:

1. Отслеживает финансовые показатели по цифрам.
2. Утверждает коммерческие предложения на нестандартную работу, подписывает договор.
3. По согласованию с арт-директорами нанимает и увольняет сотрудников. Нанимает и увольняет арт-директоров.
4. После подписания договора назначает арт-директора на проект. Отслеживает статусы всех проектов.
5. Ответственен за юридические и бухгалтерские вопросы.
6. Принимает решения о целесообразности работы над новым проектом или о прекращении текущего.
7. Утверждает стоимость продуктов, скидки, политику ценообразования, стандартный прайс-лист.

10550300_811867705504426_2067945168_o

 

* Мы работаем именно так. Готовы ответить на вопросы в комментариях и дать другие пояснения.

** Если вам понравился материал, поделитесь, пожалуйста, с друзьями.

Добавить комментарий