Студия-школа дизайна Станислава Орехова
Школа дизайна, Дизайн интерьеров, 3D графика
+7(499) 499-0-199
coaching@d-e-s-i-g-n.ru
Картинка пользователя
Вход в базу знаний

Часть 28. Граница ответственности дизайнера

Дизайнер не всегда понимает, какие задачи он обязан решать, в отличие от клиента. Клиент уверен, что дизайнер должен вести весь проект: контролировать строителей, подписывать комплектацию сантехники и отвечать на странные вопросы смежников, помогать им в выполнении услуг и даже контролировать результат.

Так возникает конфликт: дизайнер не хочет работать бесплатно, но заранее не рассказывает клиенту о составе услуг, потому что сам в нем не уверен. Клиент не знает, что часть задач не входит в проект, и требует от дизайнера работу по комплектации и управлению строительством в рамках недорогого авторского надзора.

.

Елена вела авторский надзор квартиры клиента — Артема. Артем хотел сэкономить и заказал ремонт у случайной бригады: ее посоветовали знакомые его знакомых. В этих строителях не было уверенности, но работали они недорого, что и подкупило заказчика. Чтобы не испортить квартиру, Артем попросил Елену немного помочь: объяснить строителям сложные места в чертежах, предостеречь от ошибок. Елена думала, что это займет всего пару часов в начале работы, поэтому согласилась.

Елена ошиблась. Когда прораб увидел, что Елена готова помогать, забросал ее вопросами, а потом и поручениями. Вместо авторского надзора Елена составляла для строителей план на каждый день, подбирала цвет краски в магазине, а затем красила образец на объекте. Доставляла материалы в багажнике своей машины, отмечала мелом выводы электрики и сантехники. Елена настолько увлеклась процессом, что прораб взял в работу другую квартиру, а на объект Артема приходил редко. Артем был уверен, что такая помощь — часть работы дизайнера, ведь он оплатил авторский надзор.

Клиенту нравилось упорство Елены, поэтому он поручил закупку плитки. Елена и так была очень загружена и к просьбе отнеслась не как к обязанности, а как к просьбе: доверилась в расчетах количества менеджеру магазина и оплатила счет на плитку без собственной проверки. Оказалось, что менеджер магазин заказал плитки меньше, чем нужно.

Ошибку обнаружили строители через две недели, когда им не хватило плитки в ванной. Докупить эту же коллекцию Елена не смогла — ее сняли с производства, а остатков на складе не осталось. Клиент не слушал объяснения Елены, что она была не обязана, а только помогала — он считал, что это ее вина и по сути был прав: Елена взяла ответственность на себя, но отнеслась к работе, как к бесплатному одолжению и не проконтролировала ситуацию.

Неприятности подстерегают дизайнера из-за слабой организации. Елена не знала границы своей ответственности, взяла на себя чужую работу и поплатилась за это: вместо двух часов в неделю проводила на стройке по четыре часа каждый в день. К тому же, потеряла авторитет в истории с плиткой и лишилась рекомендации Артема.

Что делать?

Чтобы очертить границы ответственности, дизайнер составляет подробный список задач на каждой услуге. Включает в договор их описание и определяет в приложении точный состав. Приводит примеры работ, за которые не отвечает.

В работу дизайнера интерьеров на этапе проекта не входит:
1. Проект электрики.
2. Детальные чертежи встроенной мебели, гардеробной, кухни.
3. Слаботочка.
4. Исполнительные схемы для сантехники.
5. Устройство ревизионных лючков.
6. Монтажная раскладка плитки.
7. Расчет сметы.
8. Комплектация и управление строительством в услуге авторского надзора.
9. Контроль работы строительной бригады.
10. Согласование проекта в БТИ.
11. Места приобретения материалов мебели и их стоимость.
12. Точное количество закупаемого материала.
13. Точные цвета по артикулам.
14. Технический расчет освещенности.
15. Исполнительные чертежи сложных технических решений.

Что не входит в дизайн-проект

 

Да, все эти услуги могут быть выполнены дизайнером, если он умеет их делать и готов ответить за результат. В этом случае дизайнер прописывает услуги, как дополнительные, а не смешивает с проектной деятельностью и основным договором. В каждой новой услуге указывает стоимость, время, результат.

Рекомендация 1: определить услуги
Проанализируйте свой опыт и решите, что вы умеете делать без ошибок и за что можете смело брать деньги. Если не уверены в своих силах, то не берите на себя ответственность за работу и не выполняйте ее — лучше отказаться. Не стоит бояться показаться некомпетентным в чем-то. Гораздо опасней взять на себя ответственность и ошибиться. Не умеешь — не берись.

.

Рекомендация 2: ответственность стоит денег
Не соглашайтесь молча на бесплатные услуги, даже если вам их выполнить не сложно: объясните клиенту, что нужна не просто помощь, а ответственность. Ответственность стоит денег. Если вы работаете бесплатно, то не отвечаете за результат, а не отвечать за результат вы не можете. Клиент должен оплатить услугу по договору, получить гарантию и ответственного, с кого можно будет спросить, если что-то пойдет не так.

.

Рекомендация 3: что входит в проектные и послепроектные услуги
Разобраться, что дизайнер делает на проекте, а с чем работает для воплощения идеи в жизнь на стройке. Что входит в авторский надзор, комплектацию, управление, а что нет и почему. Важно уметь объяснить это клиенту. Помогите клиенту понять, почему опасно навязывать бесплатную работу. Клиент будет благодарен такой информации — увидит в дизайнере не только творческую личность, но и эксперта, который мыслит разумно и умеет логично обосновать свою мысль.

 

Добавить комментарий