Студия-школа дизайна Станислава Орехова
Школа дизайна, Дизайн интерьеров, 3D графика
+7(499) 499-0-199
coaching@d-e-s-i-g-n.ru
Картинка пользователя
Вход в базу знаний

Часть 25. Сколько вариантов покажет дизайнер?

Многие дизайнеры уверены, что клиенту нужно давать выбор, спрашивать мнение, показывать варианты. Я тоже так думал, пока не понял, что это просто перекладывание ответственности и нежелание думать, а по сути — неуважение к себе, клиенту и профессии.

Задача проектировщика — собрать информацию, проанализировать и дать решение. В этой статье — разница между проектной работой и рисованием вариантов. Плюсы и минусы подходов.

Ситуация

Клиент хочет посмотреть варианты и выбрать наиболее правильный с его точки зрения.

Почему возникает желание

Клиент не разбирается в проектировании, зато хорошо сравнивает друг с другом картинки, поэтому способ с вариантами кажется ему наиболее наглядным и правильным.

Как обычно происходит

Дизайнер слушает, что хочет клиент, смотрит на исходные данные, задает уточняющие вопросы или, что еще хуже, отдает клиенту анкету для домашнего заполнения.

Когда дизайнер получил начальную информацию, он уходит думать, а через несколько дней приносит три варианта. Смотрит их с клиентом, обсуждает направление работы, а затем детализирует то, что выбрали.

Анализ информационных и графических материалов

Почему это не работает

Вместо детального анализа проекта, дизайнер полагается на удачу и старается угадать решения, основываясь на обрывках данных. Получившиеся решения выглядят как работа, но ничего общего с проектированием не имеют.

Вместо продуманного проекта, клиент получает набор штампов. Дизайнер предлагает выбор из вариантов, а на самом деле перекладывает на клиента ответственность за результат своей работы.

3e47574085958d8887ae0978dd3c5b23

Может показаться, что такое заявление категорично, ведь настоящий профессионал на встрече с клиентом рассмотрит плюсы и минусы каждого варианта, в реальном времени порисует и придет к верному решению. Во многих случаях это прокатит. Но не всегда.

Это не сработает:
– для новичков, тех, кто не может импровизировать и выдавать решения в момент формирования запроса, сидя лицом к лицу с оценивающим клиентом;
– для общения со сложными и неуверенными заказчиками — встреча может закончиться ничем конкретным и просьбой подумать и порисовать еще идеи;
– для клиентов, кто не хочет думать за дизайнера, а планирует работать с профессионалом, который сам скажет ему, что делать. Такой клиент быстро раскусит перекладывание ответственности, возмутится и будет прав.

Пять проблем вариативного подхода

1. Поверхностный сбор информации
Если клиент заполнит анкету «как-нибудь» или дизайнер не задаст все необходимые вопросы, а начнет сразу рисовать варианты, то в результате получится рисование с угадыванием сценариев в ситуации неполной информации. Если недостаточно ограничений в задании, то все эти сценарии могут быть далеки от единственного правильного, а количество вариантов – неограниченно.

2. Проектирование с клиентом
Если дизайнер нащупал верную идею, но не развил ее до конца, к идеи подключается клиент и начинает развивать ее за дизайнера. Этот процесс сложно остановить. В итоге дизайнер рисует то, что скажет клиент.
В таком подходе заложена проблема с самим принципом проектной работы дизайнера, в уважении к себе и профессии. Унизительно быть карандашом в руках клиента. Круто решать проектные задачи.

3. Три варианта — признак неполного задания
Детально продумать три варианта просто невозможно, потому что они будут спорить с техническим заданием. А если задание позволяет вольности, то это не задание, а недоразумение.
При недостаточном анализе или проработке исходных данных, казалось бы, правильное с виду решение может не содержать важные функции, которые в середине проекта будет добавить крайне сложно – придется откатываться назад и переделывать полпроекта.

4. Перекладывание ответственности
Клиент может выбрать не то, что правильно, а то, что ему визуально нравится. А когда потом возникнут проблемы с нехваткой места или сложностью строительства, рассердится на дизайнера за то, что тот его не предупредил.

5. Доказательная база
Чтобы сделать несколько вариантов хорошей планировки, нужно два или три раза заполнить технические задание разными данными, а это два или три отдельных проекта. Хорошее техническое задание заполнено так, что правильный вариант может быть только один. Его и должен найти дизайнер и объяснить клиенту, почему этот вариант лучше остальных. Доказательная база — техническое задание и возможности объекта, а не субъективное мнение.

IMG_5354

К чему ведут эти проблемы

1. За свои деньги клиент обделяет себя: платит за правильное решение дизайнеру, а дизайнер перекладывает ответственность.

2. Клиент согласует не тот вариант, а назад дороги не будет. Продукт получится слабым, дизайнер не украсит им портфолио.

3. Если дизайнер не будет уверен в своем решении и принесет три варианта на согласование, то клиент получает козырь для манипуляции на следующих этапах: я не понял, это не учли, почему не спросили? — давайте переделаем.

Дизайнер всегда знает, какое решение лучше. Но если он знает об этом, зачем приносит остальные? Или не уверен, или нет доказательств. И то, и то — странно для профессионала.

4. Клиент привыкает к разнообразию и просит варианты дальше на всех стадиях. Понятно, что нарисовать три эскиза планировки не так сложно, но что будет, если делать по три визуализации каждого помещения? Пустая работа, которую никто не оплатит, занимает больше половины времени дизайнера, а на важное не остается ни времени, ни сил.

5. Управление проектом вдруг оказывается в руках клиента. Дизайнер теряет авторитет, перестает получать удовольствие от проекта, стремится быстрее закончить и взять следующий. А на следующем почему-то все повторяется.

6. Клиент видит непроработанные варианты, бесхребетного дизайнера, разочаровывается в профессии. В итоге или меняет дизайнера, или доделывает работу с ним под диктовку.

IMG_2887

Правильная последовательность проектирования планировочного решения

Планировка — не набор мебели, а половина дизайна с
решениями, которые будут прослеживаться
и в трехмерном пространстве 

1. Детальный сбор данных: пожелание клиента, возможности объекта.
Потратить день на обсуждение и анализ потребностей, составить подробное техническое задание. На основе технического задания сделать функциональное зонирование, где будет показано взаимное расположение зон в пространстве по сторонам света, учтен вид из окон и взаимное расположение зон: личной и общественной.

2. Анализ собранной информации и поиск решений, наиболее удовлетворяющих условиям.
Дизайнер внимательно оценивает собранное, думает, вдохновляется, проектирует. Если внимательно проанализировать все данные и добавить привязки к коммуникациям, то уже на этом этапе количество правильных решений будет близко к единице.

3. Выбор.
Если решений оказалось несколько, дизайнер выбирает одно и готовит по нему презентацию, объясняет сначала себе, а потом клиенту, почему именно это решение, а не другое.

4. Презентация и защита выбранного решения.
Обсуждение с клиентом, комментарии, правки, согласование. Переход на следующий этап.

kinross_peregovor

Что делать дизайнеру

1. Создавать детальное ТЗ.
2. Обсуждать варианты функционального зонирования, а не готового продукта.
3. Объяснять суть работы: не рисует, а проектирует и несет ответственность за результат сам, а не перекладывает на клиента.
4. Что делать, если клиент просит сделать несколько вариантов? Сказать, что сделаешь столько вариантов, сколько нужно, но начнем с одного.
5. Главное — не количество работы, которая сделана, а качество проекта. Делать один вариант, готовить презентацию, защищать свой выбор.

Сбор анкетных данных

Что делать клиенту

1. 
Выбрать правильного дизайнера, который работу работает, а не картинки рисует. Он не будет экономить время на сборе информации. Замучает вопросами, но потом сделает, как надо и расскажет, почему так.
2. Выбрать дизайнера, который знает и расскажет, что вариативное угадывание — зло. К чему ведет и каких дизайнеров следует избегать.
3. Убедиться, что анкетирование было действительно детальным и полным: анкета с вопросами занимает примерно 20 листов, интервью с хорошим дизайнером длится два-три часа.
4. Отказаться от дизайнеров с наживкой и спецпредложением в виде бесплатных вариантов в пользу нормальной проектной работы.
5. Не ждать чуда, истратить силы на поиск, проверку и утверждение дизайнера, чтобы потом не переделывать по-живому или не жить с чувством, что что-то не учли и сейчас сделал бы по-другому. Дом должен доставлять радость, а не напоминать о неудачах.

Сбор анкетных данных

Вопросы

Сколько стоит планировочное решение?
– Если это угадывание, то различных вариантов можно набросать с десяток за день, но это будет просто увлекательным рисованием, а не проектной работой с анализом. Такая работа не стоит больше почасовой оплаты голодного студента.

– Если мы говорим о проектировании, то цена складывается из времени, затраченного на сбор данных, их оформление, подтверждение, анализ, поиск решений, презентации. Стоимость такой работы не менее 20% стоимости всего проекта. Время — неделя. Шесть дней дизайнер собирает и анализирует информацию, делает наброски, один день оформляет выбранное решение.

 

Так что — вообще не предлагать варианты планировок?
– Нет. Но перед планировками идет стадия функционального зонирования, где можно обсудить расположение зон, их взаимодействие, а также плюсы и минусы каждого решения. Если в процессе работы выяснится, что утвержденное функциональное зонирование не подходит и можно предложить планировочное решение лучше, хороший дизайнер смело идет на этот шаг.

 

Может ли клиенту не понравится проектное решение дизайнера?
– Да. Но причин может быть три. Зная эти причины, можно выявить и исправить проблему.

Причина 1. Дизайнер не достаточно опытен, не умеет собирать информацию или проектировать. Здесь вопрос к специалисту, его навыкам, вниманию, образованию, творческому потенциалу. К клиенту этот вопрос не относится. Это вопрос дизайнера к себе.

Причина 2. Дизайнер рискнул и взял на себя смелость отойти от технического задания. Это допустимо при высоком профессионализме и уверенности в правильности действий. Дизайнер действует на свою ответственность. Есть риск того, что клиент не примет это решение и придется все переделывать за свой счет.

Причина 3. Клиент или невнимательно, или ошибочно дал вводные данные, а в процессе презентации решил изменить условия технического задания. Просто так это сделать не получится. Дизайнер в работе всегда опирается на исходные данные, а значит защищен со всех сторон. И это вопрос к клиенту.

 

А что, если предугадать и обсудить заранее все не получится, ведь новые идеи приходят во время работы и презентации?
– Дизайнер закладывает в стоимость проектирования 20% непредвиденных расходов на изменения клиентом технического задания. Если таких расходов нет, дизайнер сработал отлично. Если клиент вносит изменения, дизайнер показывает ему границу допустимого. Если изменений слишком много, клиент доплачивает.

Такая система позволяет дизайнеру контролировать процесс, а не быть заложником желания клиента посмотреть все варианты. Внедрение такой системы — ответственность дизайнера.

 

Всегда ли получается согласовать с первого раза?
– Всегда. Это безотказная методика, если следовать ей правильно. И даже если что-то не нравится, это прекрасная возможность выяснить, что именно и по какой причине (вина клиента или дизайнера). Когда дизайнер выясняет, что стоит переделать и почему, задача сужается до новой вводной информации. А это уже знакомое нам проектирование по вводным данным.

IMG_2915_small

В сухом остатке

1. Горе-дизайнеры упрощают предварительный этап понимания задачи и анализа. Это ведет к неограниченному числу вариантов и проектная работа превращается в лотерею. Хороший дизайнер собирает полную информацию. Для этого использует анкету и не жалеет время на общение с клиентом, объясняет ему, почему этот этап крайне важен.

2. Горе-дизайнеру не терпится начать креативить, он нетерпелив, идеи льются рекой. Вместо того, чтобы их продумать, но приносит клиенту варианты на выбор. Хороший дизайнер сам определяет правильный вариант, а не доверяет эту функцию клиенту.

3. Хороший дизайнер защищает проект, основываясь на собранной в анализе информации. Горе-дизайнер спрашивает, как нравится клиенту, опирается на интуицию.

4. Горе-дизайнер тратит время на варианты. Хороший дизайнер делает работу один раз, клиент сразу принимает концепцию.

08-01-2016 17-35-33

 

Запомнить

Любой, кто предлагает сделать несколько вариантов, а из них выбирать, не понимает суть дизайна, не ценит свой труд или не заботится о клиенте.

***

Не согласны с автором? Опровергайте в комментариях.
Согласны? Ставьте лайк, делитесь с друзьями. Пусть мир будет чище, а отношения прозрачнее.

Добавить комментарий