Вход в Базу знаний
Вас ждут лекции и вебинары, краткосрочные курсы, статьи, мастер-классы. Не откладываете в долгий ящик — начните обучение прямо сейчас!
или
Вход в Базу знаний
Вас ждут лекции и вебинары,
краткосрочные курсы, статьи, мастер-классы.
Не откладываете в долгий ящик — начните обучение прямо сейчас!
или
Выход
01 сентября 2012

Трехмерные миры Станислава Орехова — для журнала Дом&Интерьер

Интервью

Трехмерные миры Станислава Орехова - для журнала Дом&Интерьер Дизайнер Станислав Орехов известен в профессиональной среде как создатель самой успешной студии 3D-визуализации. Он воплощает в трехмерной компьютерной графике идеи и фантазии ведущих российских и западных архитекторов, а также сам придумывает и создает под ключ эксклюзивные интерьеры для частных заказчиков. Станислав выступил в роли приглашенного редактора номера «Д&И», посвященного теме 3D.

Д&И: Как вы пришли в профессию? Расскажите о ваших первых опытах в сфере визуализации интерьерных решений.

С.О.: В 2000 году я поступил на факультет «Промышленного и гражданского строительства» Московского государственного строительного университета. Должен был стать инженером или управленцем в строительстве, однако мне всегда были интересны дизайн и архитектура. После первого курса нужно было устроиться на практику: либо на стройку, либо в архитектурное бюро. Я еще ничего не умел, кроме базовых навыков работы в Photoshop. Попросился на стажировку в компанию «АвитонСтрой», куда меня взяли помощником чертежника без зарплаты. Поначалу моя роль была вспомогательной: я дорисовывал отдельные детали проектов домов, делал трехмерные модели под руководством опытного дизайнера и первого учителя Олега Хомичевского. Через две недели я освоил программу AutoCad, а еще через две недели и программу 3D Max, далее изучил организационную сторону работы и вскоре стал визуализатором компании. Набравшись опыта, я стал подрабатывать как фрилансер: брал заказы на разработку интерьеров и 3D-моделей, параллельно учась в университете. На третьем курсе устроился на работу в компанию «Stels» и стал делать визуализации высокого уровня для студии «П» Игоря Пищукевича: классические дорогие интерьеры со множеством деталей. Там под руководством главного архитектора Александра Валового, второго моего учителя, изучил основы дизайна. До определенного момента я был только визуализатором, воплощая в графике чужие идеи и решения, но тут мне стала интересна креативная часть работы над дизайном. Я замучил вопросами всех наших архитекторов, изучил множество журналов и альбомов и начал экспериментировать с разработкой дизайн-проектов. Удачные, на мой взгляд, результаты публиковал в Интернете. И неожиданно ко мне стали обращаться заказчики с просьбой сделать интерьер.  

Трехмерные миры Станислава Орехова - для журнала Дом&Интерьер

Первый заказ поступил от директора салона красоты Fashion Studio. Нужно было сделать кабинет для VIP мастеров. Я сразу предупредил, что никогда прежде не создавал реальные интерьеры, но мне очень интересно попробовать. Посмотрев на портфолио, мне все же доверили проект. По неопытности, правда, мне пришлось делать 4 варианта (одна из моих первых ошибок, которая сожгла все финансы). Клиент просил посмотреть разные идеи и я рисовал их в 3ds Max, хотя правильно было бы утвердить концепт и только потом его дорабатывать. Вместо анализа пожеланий я перебирал варианты в 3d max, делая лишнюю работу. Эти варианты до сих пор находятся в нашем портфолио в одних из первых работ. В итоге, получился вполне практичный проект, который быстро и успешно был реализован под моим авторским надзором. Показательно и то, что по завершении проекта владелец салона поблагодарил меня и сразу доверил разработку интерьера своей квартиры, с которой также успешно справился. В процессе создания интерьера квартиры я познакомился с другими заказчиками. Стал делать проекты и им. Так я стал дизайнером.

Справка

Станислав Орехов – дизайнер, визуализатор, создатель, арт-директор и собственник студии www.d-e-s-i-g-n.ru, автор и ведущий уникальных тренингов для профессионалов в области коммерческой визуализации, проектирования и дизайна. Создал три успешно работающие независимые компании, объединенные общим сайтом www.d-e-s-i-g-n.ru:

– студия 3d-визуализации

– проекты по визуализации и 3d-концепции;

– студия дизайна – дизайн и реализация под ключ проектов для частных клиентов;

– обучающие тренинги

– индивидуальные и групповые программы повышения квалификации.
Разработчик авторских методик обучения по пяти основным направлениям развития для дизайнеров и визуализаторов.
Обучил более 1000 студентов.
Автор и ведущий d-e-S-i-G-n.tV – регулярных передач для дизайнеров.
Создатель и ведущий ежегодной Дизайн-конференции (совместно с Максимом Вересовым).

Д&И: Не возникло фрустрации при столкновении ваших идей и строительной практики? Вы ведь впервые вели авторский надзор.

С.О.: Огромной удачей считаю, что в первых проектах у меня была возможность проконсультироваться с профессиональными архитекторами, что я и делал. Я даже не знал, что авторский надзор – это какая-то отдельная тема, за которую нужно брать отдельные деньги. Мне было интересно и нужна была практика, я готов был этим заниматься бесплатно. Оказалось, что реализация качественно продуманного проекта – это не очень сложно и справиться с ней может и новичок (желательно под внешним руководством). В проекте я рисовал, что мне казалось подойдет клиенту, не привязываясь к конкретным материалам: любые текстуры и материалы, а потом мы легко находили нужные артикулы по 3d изображениям в каталогах поставщиков. Сейчас настолько широкий выбор отделочных материалов, что фантазия дизайнера ничем не ограничена. Отмечу также, что это хоть и рабочий, но не совсем оптимальный подход, скрывающий в себе много проблем. Сейчас наша студия работает совсем иначе, посвящая много времени общению с клиентом и анализу объекта.

Д&И: А как складывались отношения со строителями? Многие архитекторы жалуются на исполнителей, которые «не догоняют» их идеи.

С.О.: Строителей в первом проекте нанимал заказчик, и он их сам гонял. Есть другой вариант работы: когда дизайнер берет заказ под ключ и приводит своих строителей (так мы работаем сейчас над некоторыми объектами). И в том, и в другом случае все ошибки в дизайн-проекте – это ответственность дизайнера. И заказчик совершенно прав, если требует компенсацию за неправильно начерченную документацию. Но кроме проектных ошибок строители часто допускают свои: плитка положена не в том порядке, что-то сделано не так, как показано в проекте, а как они привыкли делать и тому подобное. За это отвечает не дизайнер, а прораб. Если дизайн-проект качественный, строители адекватные и опытные, а процесс авторского надзора выстроен грамотно, таких неприятностей удается избежать. Дизайн-проект стоит копейки относительно стоимости работ, но он позволяет серьезно экономить на исправлении ошибок. Меня удивляют клиенты, которые это не понимают. Простая калькуляция и правильное распределение ресурсов при проектировании позволяет экономить до 20% средств на стройке.  

Трехмерные миры Станислава Орехова - для журнала Дом&Интерьер

Д&И: Когда вы решили создать свою студию?

С.О.: Критерием успешно работающей компании является независимое привлечение клиентов на рынке и выполнение их проектов так, чтобы оставалась прибыль. Я считаю, что наша студия функционирует с того момента, когда я начал делать дизайн-проекты на фрилансе (по сути стал привлекать клиентов самостоятельно). Сначала я работал один, но примерно в 2002-2003 годах понял, что уже не справляюсь с объемом работы, особенно технической – стал привлекать помощников. Это очень интересный этап, когда начинается процесс управления людьми, когда закладываются основы организации. Сначала мы делали 3D-визуализации по заказам архитектурных бюро и строительных компаний. В то время мало кто оказывал подобные услуги – рынок был свободен, ответственных 3d специалистов, как и сейчас было немного, активных игроков – единицы. Работы становилось все больше, а специалистов было не так много. Сейчас самые успешные визуализаторы используют готовые 3D-модели из каталогов, а раньше все детали интерьера приходилось вырисовывать с нуля. В качестве группы фрилансеров мы работали до 2006 года, нарабатывая портфолио, опыт, делая заказы по 3d и дизайну. Потом стало очевидно, что нужно заниматься этим бизнесом всерьез. Я уволился со своей основной работы, снял офис, нанял помощников. Интересный был момент – выход в самостоятельное плавание, когда не осталось никакой финансовой поддержки и возможности повернуть назад. Появилась ответственность за себя и своих сотрудников.

Сейчас у меня две компании по производству услуг: одна занимается дизайном интерьеров, вторая визуализацией. Сотрудники сидят в одном офисе, но юридически и организационно полностью компании самостоятельны: у них отдельные бухгалтерии, собственные системы привлечения клиентов и обработки заказов, свои исполнительные директора. В штате компании, которая занимается визуализацией – четыре человека, есть еще около 20 фрилансеров, которых мы привлекаем на отдельные проекты. Плюс стажеры из нашего учебного центра. В дизайн-бюро работают несколько дизайнеров и архитекторов. Я занимаюсь генерацией заказов для обеих структур и общением с ключевыми клиентами.  

Трехмерные миры Станислава Орехова - для журнала Дом&Интерьер

Д&И: У вашего дизайн-бюро сложилась определенная стилевая специализация?

С.О.: Понятно, что как визуализаторы и дизайнеры мы можем создать любой интерьер, но мы принципиально не позиционируется как студия, которая делает абсолютно все. Для привлечения клиентов очень важно определиться с основным стилистическим направлением работы. В итоге, мы выбрали три стиля: современный, арт-деко (иногда в смеси с ориенталистикой) и легкую французскую классику. Это самые популярные интерьеры, и обычно клиенты приходят к нам, чтобы мы сделали именно их.

В нашем каталоге более 1000 наших визуализаций и примерно столько же визуализаций наших учеников. Часто мы рекомендуем клиентам использовать их для поиска идей. В результате разрабатывается уникальный проект, обычно тяготеющий к одному из трех наших основных стилей. Конечно, это не строгое правило, но это то, что продается и побуждает большинство клиентов на знакомство с нами. Естественно, дальше с каждым клиентом мы работаем индивидуально, разрабатывая его интерьер таким, каким он должен быть. Мы никогда жестко не навязываем свои идеи, предпочитая работать в диалоге с заказчиком, давая варианты и консультируя по сложным техническим, дизайнерским и финансовым вопросам.

Д&И: Расскажите о практике работы студии визуализации.

С.О.: Заказчиками студии визуализации, как правило, выступают не конечные клиенты, а архитектурные бюро и строительные компании. Есть несколько типов визуализации. Самый простой заказывают архитектурные бюро и дизайнеры, которые выполняют не очень дорогие проекты. Задача у них несложная: показать частному клиенту общий вид будущего интерьера, согласовать идею, выбор цветов и фактур, подбор предметов. Здесь не требуется глубокая детализация. Обычно такие изображения стоят от 10000 рублей за 3-4 ракурса одной комнаты. Второй тип – визуализация дорогих эксклюзивных интерьеров, которые создают ведущие российские архитекторы и дизайнеры. Стоимость от 15000 рублей за 3-4 ракурса. Третий – самый детализированный и дорогой тип визуализаций – создается для крупных архитектурных и девелоперских компаний, которые реализуют проекты в сфере элитной недвижимости. Им необходимо согласовывать проект на многих уровнях, и начать продажу на этапе строительства, поэтому денег на качественную визуализацию не жалеют. К тому же в масштабах всего проекта это совсем незначительные затраты. Им важно высокое качество и художественная составляющая. От 20000-25000 рублей за несколько изображений. Эти цены примерные. Финальная стоимость зависит от разных факторов: наличие эксклюзивной сложной мебели для моделинга, времени, объема заказа. Многие крупные заказчики, такие как «Аэрофлот», «Сбербанк», «Midland» и другие, вообще не рассматривают проекты в архитектурных эскизах. Для их презентации даже для внутреннего пользования и согласования с руководством строго необходима 3d графика. Недавно мы закончили разработку 3d визуализации интерьеров для компании «Баркли», которая строит 2 элитных объекта по проекту Филиппа Старка и Келли Хоппен, а чуть раньше создали изображения торгового комплекса Outlet village для HINES. Это заказы на десятки тысячи долларов.

Потребность у девелоперских компаний в качественных 3D-визуализациях проектов крайне высока. Подумайте сами — красивая картинка — единственное, что видит потребитель на стадии котлована. То, насколько 3d изображение передает задумку проекта, привлекает внимание. От красивого изображения часто зависит скорость окупаемости проекта. Обычно, это миллионы долларов инвестиций. Скупиться такие клиенты не будут. Но и работать со всеми подряд не станут. Одиночка-фрилансер или маленькая студия без бэкграунда не могут обеспечить комплексный подход к требованиям таких сложных заказчиков. Или могут, но крупные игроки не привыкли рисковать и доверять такие объекты фрилансерам. Для этого нужна студия. Можно быть сколько угодно качественным исполнителем, делать красивый продукт, но при этом никогда не получить хороший заказ. Таких специалистов и случаев очень много.

Мы работаем в основном в среднем и премиум сегменте. Создание одного объекта и серии 3-4 изображений у нас стоит около 15 000 рублей. Также сейчас мы развиваем особое направление для корпоративных клиентов, которое будет делать визуализации стоимостью от 25 000 рублей. Это изображения с художественной составляющей с очень высокой степенью проработки, которые можно использовать на выставках, публиковать в журналах и книгах. В чем отличие от фрилансеров? Это гарантии по срокам и качеству. Оптимизированный внутренний процесс и наличие менеджеров проекта помогают гарантировать результат — этого сильно не достает фрилансерам.  

Трехмерные миры Станислава Орехова - для журнала Дом&Интерьер

Д&И: Как строится работа архитектора и визуализатора? Как специалисты из разных сфер находят общий язык, чтобы передать творческий замысел?

С.О.: Поиск этого общего языка – одна из главных составляющих нашей работы. «Переводчиком» обычно работает менеджер проекта – у нас в компании сейчас два таких специалиста. Они получают от архитектора полную информацию по проекту и грамотно ставят задачи визуализатору. Если визуализатор сам может разговаривать с заказчиком и архитектором, у него есть свои клиенты и он также способен делегировать часть своей работы, он уже де-факто может открывать свою студию. Самым опытным визуализаторам, для того чтобы понять замысел архитектора, достаточно эскиза с краткими комментариями. Таким людям платят очень много, и стоят они очень дорого.

Д&И: У вас никогда не возникало желания заняться не только моделированием конкретных проектов, а создавать в 3D некие не реализуемые архитектурные фантазии?

С.О.: Меня в свое время очень увлекла идея архитектора Дмитрия Петрова воссоздать в 3D старинные проекты зданий, которые так и не были реализованы. Все чертежи хранятся в Музее архитектуры, и есть возможность очень детально прорисовать то, как они могли бы выглядеть в соответствующих панорамах. Вписать их в фотографии реально существующих московских улиц. Мне эта идея запала в душу, но до реализации руки не дошли. Я, наверное, неправильный художник с точки зрения отношения к творчеству – больше люблю конкретные прикладные задачи. И именно в них я могу реализоваться.  

Трехмерные миры Станислава Орехова - для журнала Дом&Интерьер

Д&И: В вашей компании очень развито направление обучения. Вы постоянно проводите профессиональные тренинги и готовите специалистов по визуализации. Как и зачем оно было создано?

С.О.: Обучением специалистов мы занялись по большому счету случайно. Я выкладывал свои работы на различные форумы, чтобы привлечь клиентов. И ко мне постоянно обращались с вопросами, как я делаю такие 3D? Увидев в этом перспективы развития, я создал специальный курс обучения по эффективной коммерческой визуализации. Сейчас его прошло около 500 человек. Он постоянно дорабатывается и сейчас доступна его четвертая редакция, улучшенная и дополненная. Этот курс помогает за короткий срок научиться с нуля создавать качественные изображения уровня, как у нас на сайте.

Также нам постоянно нужны рабочие руки, а учебных заведений, которые готовят специалистов по 3D-визуализации с правильным подходом нет. То есть существуют разные курсы, но там учат не работать, а программе. Это принципиальное отличие. Есть, конечно, самоучки, но их подход к работе далеко не всегда устраивает клиентов. Мы начали набирать студентов на дистанционное обучение и за два года подготовили очень много серьезных специалистов – визуализаторов и моделлеров. Причем у нас учатся как российские, так и иностранные студенты – обучение ведется в том числе и на английском языке. Мы с удовольствием используем наших выпускников в работе над проектами, которые ведет студия: так они получают практику.

Сейчас мы создали еще и курс подготовки дизайнеров — это большой курс на 4 месяца, позволяющий овладеть профессией дизайнера интерьеров. Не то, чему учат обычно на курсах — у нас совершенно новый и необычный подход, проверенный практикой. Мы передаем слушателям весь наш опыт работы и общения с клиентом. Мы ставим себе задачу не просто дать студенту некие базовые навыки, но и помочь ему выстроить полностью систему работы в нашей отрасли: научиться делать качественный продукт, презентовать себя, привлекать лучших клиентов и делегировать некоторые задачи, в итоге создав свою студию. Если к нам обращаются заказчики, которым нужен дизайн небольшой квартиры или визуализация одной комнаты, мы часто рекомендуем кого-нибудь из наших выпускников.

Д&И: Как складываются отношения между студиями визуализации. Насколько серьезна сейчас конкуренция?

С.О.: Многие отдельные профессионалы на меня сильно обижаются: они по десять лет жизни посвятили изучению 3D-Max, а мы готовим новичков за месяц до их уровня, иногда превосходя его. Что касается студий визуализации, то их не так много по сравнению с количеством заказов. А с хорошей организацией и стабильным качеством — по пальцам пересчитать. Рынок огромен. Идеальная система привлечение клиентов — узкое нишевание и максимальная польза, приносимая определенному типу клиента. Все это мы прорабатываем в нашей программе обучении «Привлечение клиентов». Кстати, на нашем сайте есть бесплатный видео курс на это тему.  

Трехмерные миры Станислава Орехова - для журнала Дом&Интерьер

Д&И: Как будет развиваться ваша отрасль?

С.О.: Очень сложно прогнозировать даже на год, если мы говорим про визуализацию – техника развивается так быстро, что рынок постоянно меняется. Нужно понимать тенденции и оперативно реагировать на появление новых программ и ресурсов. Если глобально в отрасли, то чем дальше, тем актуальнее будет разделение на ниши и разных клиентов. Так проще избегать конкуренции, получать своих заказчиков и затачивать внутренние процессы под них, давая лучший результат, получая больше прибыли. Сделать это не так просто, как прочитать. Это серьезная работа по самоорганизации и искусственному ограничению, но это одна из самых сильных стратегий в развитии компании.

Д&И: В чем главное отличие хорошего визуализатора от плохого?

С.О.: Хороший визуализатор разбирается не только и не столько в компьютерных программах, но и в архитектуре, и в интерьерном дизайне. Без этого невозможно избежать множества глупых ошибок. Например, очень распространенная ошибка: визуализаторы забывают прорисовать в проекте плинтусы – просто потому, что для архитектора это самоочевидная вещь, и он не всегда указывает их при постановке задач визуализатору.

Это важная современная тенденция: визуализатор должен как можно больше брать на себя, «включать голову», вникать в проект. Он не должен дополнять идеи и концепции архитектора, разрабатывая интерьер, но от него требуется полностью отвечать за проработку мелочей, освобождая время дизайнера на исправления. Для привлечения заказчиков из числа архитектурных бюро – это одно из главных конкурентных преимуществ.

текст Павел Жаворонков, Софья Ремез

Оригинал статьи размещен в журнале "Дом и интерьер"

3 правила успешной работы дизайнера в визуализации

1. Создавать дизайн сразу в 3D.

Это самый классный способ проектирования. Вы работаете сразу в двух направлениях – создаете задание для ваших подрядчиков (3D-модель) и одновременно для клиента и себя. В 3D-модели сразу можно заложить инженерные коммуникации, проверить все стыки во всех измерениях и узлах – закарнизный свет, примыкание потолка к стене, – посмотреть, как будет выглядеть решетка вентиляции и многие другие детали, которые, конечно, можно предусмотреть на плоскости, но наглядней смотреть в трехмерном пространстве. При правильном подходе (знание программ, наличие баз моделей, согласованной идеи) скорость такого проектирования возрастает в разы. Вместо месяца на дизайн уходит несколько дней. Причем это сразу дизайн в цвете и с подобранными материалами, мебелью, индивидуальными заказными позициями, инженерией и вентиляцией.

2. Делегирование рутины.

Мы крайне рекомендуем нанимать помощников для рутины. По-хорошему, задача и компетенция дизайнера сводится к двум видам творческой деятельности: общение с клиентом, понимание задачи, сдача работы и создание и согласование концепции дизайна на основе данных, полученных из общения с клиентом. Третья, организационная, роль дизайнера заменяет остальные этапы при выполнении полного дизайн-проекта. Все не ключевые задачи дизайнера мы рекомендуем делегировать. Чем больше дизайнер занимается своими главными задачами, тем больше проектов он может вести без ущерба по качеству, без срыва сроков, с наличием отдыха, а не бессонных ночей.

Делегирование и управление задачами на уровне проекта – просто необходимый навык, которым обладает профессиональный дизайнер, выступая в качестве ключевого посредника между клиентом и всеми техническими и организационными подрядчиками и процессами. Мы крайне рекомендуем развивать этот навык.

3. Качественная постановка кадра, внимание к деталям и настройка света.

То, за что на самом деле платят визуализаторам, – это до 20% стоимости проекта. Если вы делаете визуализацию самостоятельно, крайне рекомендуем начать работу с приобретения этого навыка. Не в теории, а именно уметь это делать самостоятельно. И если постановка камеры и внимание к мелочам уже в области вашей компетенции, то создание качественного освещения в 3D-Max может сильно ускорить все процессы создания дизайна. Настройка света в готовой сцене у профессионала занимает примерно 20 минут. И эти 20 минут самые важные в работе визуализатора. То, на что уходят не только ваши деньги, но и время, затрачиваемое на делегирование и контроль. Овладеть этим инструментом и избавиться от зависимости в визуализаторах будет полезно каждому дизайнеру. Вы сможете полностью выполнить свой проект, даже если у вас совсем не будет помощников. Такая универсальность, с одной стороны, противоречит предыдущему пункту о делегировании, с другой – дает необходимую уверенность в своих силах и понимание того, что даже если вас подведут все подрядчики, вы все равно доделаете и согласуете проект для клиента.

Настройка света в готовой модели – очень увлекательное занятие. Вы увидите, как ваш интерьер оживает на глазах, что принесет массу удовольствия и положительных эмоций. Эти три навыка не только избавят вас от потенциальных проблем, но и принесут дополнительную легкость и удовольствие в создании интерьеров.

0

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.